Информационные технологии в образовательной деятельности Министерства внутренних дел |
![]() |
Автор: Конькова Н.Е. |
17.06.2025 18:45 |
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Конькова Н.Е., к.э.н., доцент
Уфимского ЮИ
МВД России, Аннотация. В статье рассматривается роль информационных технологий в
образовательной деятельности Министерства внутренних дел (МВД). Анализируются
ключевые направления цифровизации обучения, включая внедрение электронных
образовательных платформ, виртуальных тренажеров, искусственного интеллекта и
big data. Особое внимание уделяется преимуществам дистанционного обучения,
использованию VR-симуляторов для отработки практических навыков, а также
вопросам кибербезопасности образовательных систем. Статья демонстрирует, как современные
ИТ-решения повышают эффективность подготовки сотрудников МВД, обеспечивая
гибкость, персонализацию и непрерывность обучения. Ключевые слова: информационные технологии, образование МВД, электронное
обучение, дистанционные образовательные технологии, виртуальные тренажеры,
искусственный интеллект, big data, кибербезопасность Современные информационные технологии (далее – ИТ) играют
ключевую роль в оптимизации образовательных процессов, в том числе в системе
подготовки сотрудников Министерства внутренних дел (далее – МВД).Внедрение
цифровых решений позволяет повысить качество обучения, ускорить адаптацию
кадров к новым вызовам и обеспечить непрерывное профессиональное развитие. Одним из основных направлений цифровизации образования в МВД
является использование систем дистанционного обучения (далее – СДО). Ключевые
преимущества: -
гибкость
и доступность– сотрудники могут проходить обучение в любое время и из любой
точки страны; -
снижение
затрат– минимизация расходов на командировки и очные занятия; - интерактивность– применение мультимедийных курсов, симуляторов и тестирования для лучшего усвоения материала. Одной из важнейших составляющих современного образовательного процесса является использование специализированных образовательных платформ. Они позволяют организовать дистанционное обучение, тестирование и оценку уровня знаний студентов. Примером такой системы является Автоматизированная информационная система МВД (далее – АСУ МВД), обеспечивающая централизованное управление учебным процессом и доступ к базам данных нормативных документов и учебных материалов. Ведомственные образовательные учреждения МВД активно используют платформы на базе Moodle, «СТЕП» и других LMS, где размещаются учебные материалы, видеолекции и практические задания. Для отработки практических навыков применяются: -
VR-технологии–
моделирование ситуаций, с которыми сталкиваются сотрудники полиции (допрос,
задержание, работа в чрезвычайных ситуациях); -
компьютерные
симуляторы вождения– обучение сотрудников ГИБДД и спецподразделений; - тренажеры огневой подготовки– виртуальные стрельбища с анализом действий курсанта. Информационно-коммуникационные технологии открывают широкие
возможности для повышения эффективности учебного процесса посредством
визуализации сложных понятий и процессов. Мультимедийный контент помогает лучше
усвоить материал и делает процесс обучения более интересным и интерактивным.
Например, интерактивные симуляторы, позволяющие моделировать ситуации, часто
встречающиеся в профессиональной деятельности полицейских, помогают будущим
сотрудникам приобрести практические навыки реагирования в экстренных ситуациях.
Также важно отметить роль видеоконференцсвязи. Она используется для организации
консультаций, лекций и семинаров с участием ведущих экспертов, находящихся в
разных регионах страны. МВД развивает централизованные электронные ресурсы: -
библиотеки
нормативных документов(законы, приказы, методички); -
базы
судебной практики и кейсовдля анализа реальных ситуаций; -
чат-боты
и AI-консультантыдля оперативной помощи обучающимся. Учитывая специфику работы МВД, защита данных в
образовательных системах критически важна. Применяются: -
шифрование
передаваемой информации; -
многофакторная
аутентификация; -
регулярные
аудиты безопасности. Несмотря на значительные успехи в области информатизации
образования МВД, существуют некоторые проблемы, препятствующие полному
раскрытию потенциала информационных технологий: -
необходимость
постоянного обновления программного обеспечения и технической инфраструктуры; -
недостаточная
квалификация преподавателей в сфере современных информационно-коммуникационных
технологий; - отсутствие единой информационной базы нормативно-правовых актов и учебной литературы. Однако дальнейшее развитие цифровых технологий открывает новые горизонты для совершенствования образовательного процесса. Это включает внедрение виртуальной реальности, искусственного интеллекта и анализа больших данных. Информационные технологии кардинально меняют подход к
обучению в МВД, делая его более эффективным, персонализированным и безопасным.
Дальнейшее развитие ИТ в ведомственном образовании будет способствовать
подготовке высококвалифицированных кадров, готовых к работе в условиях цифровой
трансформации. Внедрение инноваций требует постоянного обновления технической базы и обучения преподавательского состава, но уже сегодня очевидно, что цифровые инструменты становятся неотъемлемой частью образовательной системы МВД. Таким образом, современные информационные технологии играют
ключевую роль в подготовке высококвалифицированных кадров для правоохранительной
сферы. Их активное применение способствует улучшению профессионального уровня
сотрудников МВД и повышает качество предоставляемых услуг населению. Литература 1. Амельчаков
И.Ф., Прокопенко А.Н., Дрога А.А. и др.Информатика и информационные технологии
в профессиональной деятельности: учебник. – Белгород: Бел ЮИ МВД России им. И.Д.
Путилина, 2018. –
369 с. 2. Поезжалов
В.Б., Яппаров Р.М., Овчинников А.О. и др.Основы применения специальной техники
и информационных технологий в профессиональной деятельности сотрудника полиции:
учеб.-практ. пособие. –
Уфа: Уфимский ЮИ МВД России, 2020. – 136 с. 3. Кузнецов
П.У. Информационные технологии в юридической деятельности: учебник. – 4-е изд. – М.: Юрайт, 2024. – 436 с. 4. Кулаев В.В., Морозова А.А., Булгакова
П.А. Преимущества
аутсорсинга в информационных технологиях // The World of Science
WithoutBorders. – 2022. – С. 589-592. 5. Чернявская С.А., Назриманова М.Д. Информационный рынок и понятие
информационно-коммуникационных технологий // Экономические возможности России в
условиях вызовов мировой экономики: материалы междунар. науч.-практ. конф. –
2022. – С. 322-327. |