Информационные технологии в образовательной деятельности Министерства внутренних дел Печать
Автор: Конькова Н.Е.   
17.06.2025 18:45

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

 

 

Конькова Н.Е., к.э.н., доцент
кафедры управления в ОВД

Уфимского ЮИ МВД России,
г. Уфа, Россия

 

Аннотация. В статье рассматривается роль информационных технологий в образовательной деятельности Министерства внутренних дел (МВД). Анализируются ключевые направления цифровизации обучения, включая внедрение электронных образовательных платформ, виртуальных тренажеров, искусственного интеллекта и big data. Особое внимание уделяется преимуществам дистанционного обучения, использованию VR-симуляторов для отработки практических навыков, а также вопросам кибербезопасности образовательных систем. Статья демонстрирует, как современные ИТ-решения повышают эффективность подготовки сотрудников МВД, обеспечивая гибкость, персонализацию и непрерывность обучения.

Ключевые слова: информационные технологии, образование МВД, электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, виртуальные тренажеры, искусственный интеллект, big data, кибербезопасность

 

Современные информационные технологии (далее – ИТ) играют ключевую роль в оптимизации образовательных процессов, в том числе в системе подготовки сотрудников Министерства внутренних дел (далее – МВД).Внедрение цифровых решений позволяет повысить качество обучения, ускорить адаптацию кадров к новым вызовам и обеспечить непрерывное профессиональное развитие.


Одним из основных направлений цифровизации образования в МВД является использование систем дистанционного обучения (далее – СДО). Ключевые преимущества:

-           гибкость и доступность– сотрудники могут проходить обучение в любое время и из любой точки страны;

-           снижение затрат– минимизация расходов на командировки и очные занятия;

-           интерактивность– применение мультимедийных курсов, симуляторов и тестирования для лучшего усвоения материала.


Одной из важнейших составляющих современного образовательного процесса является использование специализированных образовательных платформ. Они позволяют организовать дистанционное обучение, тестирование и оценку уровня знаний студентов. Примером такой системы является Автоматизированная информационная система МВД (далее – АСУ МВД), обеспечивающая централизованное управление учебным процессом и доступ к базам данных нормативных документов и учебных материалов.


Ведомственные образовательные учреждения МВД активно используют платформы на базе Moodle, «СТЕП» и других LMS, где размещаются учебные материалы, видеолекции и практические задания.


Для отработки практических навыков применяются:

-           VR-технологии– моделирование ситуаций, с которыми сталкиваются сотрудники полиции (допрос, задержание, работа в чрезвычайных ситуациях);

-           компьютерные симуляторы вождения– обучение сотрудников ГИБДД и спецподразделений;

-           тренажеры огневой подготовки– виртуальные стрельбища с анализом действий курсанта.


Информационно-коммуникационные технологии открывают широкие возможности для повышения эффективности учебного процесса посредством визуализации сложных понятий и процессов. Мультимедийный контент помогает лучше усвоить материал и делает процесс обучения более интересным и интерактивным. Например, интерактивные симуляторы, позволяющие моделировать ситуации, часто встречающиеся в профессиональной деятельности полицейских, помогают будущим сотрудникам приобрести практические навыки реагирования в экстренных ситуациях. Также важно отметить роль видеоконференцсвязи. Она используется для организации консультаций, лекций и семинаров с участием ведущих экспертов, находящихся в разных регионах страны.


МВД развивает централизованные электронные ресурсы:

-           библиотеки нормативных документов(законы, приказы, методички);

-           базы судебной практики и кейсовдля анализа реальных ситуаций;

-           чат-боты и AI-консультантыдля оперативной помощи обучающимся.


Учитывая специфику работы МВД, защита данных в образовательных системах критически важна. Применяются:

-           шифрование передаваемой информации;

-           многофакторная аутентификация;

-           регулярные аудиты безопасности.


Несмотря на значительные успехи в области информатизации образования МВД, существуют некоторые проблемы, препятствующие полному раскрытию потенциала информационных технологий:

-           необходимость постоянного обновления программного обеспечения и технической инфраструктуры;

-           недостаточная квалификация преподавателей в сфере современных информационно-коммуникационных технологий;

-           отсутствие единой информационной базы нормативно-правовых актов и учебной литературы.


Однако дальнейшее развитие цифровых технологий открывает новые горизонты для совершенствования образовательного процесса. Это включает внедрение виртуальной реальности, искусственного интеллекта и анализа больших данных.


Информационные технологии кардинально меняют подход к обучению в МВД, делая его более эффективным, персонализированным и безопасным. Дальнейшее развитие ИТ в ведомственном образовании будет способствовать подготовке высококвалифицированных кадров, готовых к работе в условиях цифровой трансформации.

Внедрение инноваций требует постоянного обновления технической базы и обучения преподавательского состава, но уже сегодня очевидно, что цифровые инструменты становятся неотъемлемой частью образовательной системы МВД.


Таким образом, современные информационные технологии играют ключевую роль в подготовке высококвалифицированных кадров для правоохранительной сферы. Их активное применение способствует улучшению профессионального уровня сотрудников МВД и повышает качество предоставляемых услуг населению.

 

Литература

1.       Амельчаков И.Ф., Прокопенко А.Н., Дрога А.А. и др.Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности: учебник. Белгород: Бел ЮИ МВД России им. И.Д. Путилина, 2018. 369 с.

2.       Поезжалов В.Б., Яппаров Р.М., Овчинников А.О. и др.Основы применения специальной техники и информационных технологий в профессиональной деятельности сотрудника полиции: учеб.-практ. пособие. Уфа: Уфимский ЮИ МВД России, 2020. 136 с.

3.       Кузнецов П.У. Информационные технологии в юридической деятельности: учебник. 4-е изд. М.: Юрайт, 2024. 436 с.

4.       Кулаев В.В., Морозова А.А., Булгакова П.А. Преимущества аутсорсинга в информационных технологиях // The World of Science WithoutBorders. – 2022. – С. 589-592. 

5.       Чернявская С.А., Назриманова М.Д. Информационный рынок и понятие информационно-коммуникационных технологий // Экономические возможности России в условиях вызовов мировой экономики: материалы междунар. науч.-практ. конф. – 2022. – С. 322-327.