|
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ СОВРЕМЕННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
Амангельдыева
Г. Т., ст.
преподаватель
Институт телекоммуникаций и информатики
Туркменистана,
Ашхабад, Туркменистан
Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос формирования
познавательного интереса у студентов и его развития с помощью проведения занятия
виртуальной экскурсии. Приводятся задачи, направленные на развитие познавательного
интереса.
Ключевые слова: познавательный интерес, занятие-экскурсия, виртуальная
экскурсия.
Одной
из главных проблем в обучении является формирование и развитие познавательного
интереса, без которого дальнейшее развитие практически невозможно. Интерес –
естественный двигатель поведения, без интереса невозможно дальнейшее развитие
любого человека.
Познавательный
интерес – это мотив, который побуждает учащихся к педагогической деятельности.
Под воздействием познавательного интереса у учащегося появляется много
различных вопросов, отвечая на которые студент стремится к саморазвитию, это
способствует появлению чувства
удовлетворенности и желанию двигаться дальше.
Необходимо
понять, что для формирования познавательного интереса необходим мотив –
направленность студентов в какую-то конкретную сторону учебного процесса,
связанной с удовлетворением потребности. По словам Л.И. Божовича: «Мотив – это
то, ради чего осуществляется деятельность».[1,с. 22] Мотивы могут быть как
внешние, которые не связанны с учебной деятельностью или студент действует под
давлением родных и близких, так и внутренние, которые связаны с учебной
деятельностью. При внутреннем мотиве появляется интерес к самому процессу
обучения и к его результату.
После
того, как у обучающегося появляется какой-либо мотив, у него появляется
познавательный интерес и после чего познавательная активность. Познавательная
активность – это самостоятельная деятельность ребенка, после которой ребенок
достигает каких либо результатов в определенный промежуток времени.
Можно
заметить, что мотивация к учебной деятельности в начале обучения появляется
сама по себе, но со временем эта мотивация у студентов проходит, пропадает
интерес к учебе.
Во
время обучения преподаватель должен учитывать запросы и интересы обучающихся,
благодаря чему студенты будут сильнее доверять преподавателю, тянуться к нему,
и вследствие чего, их познавательная активность будет повышаться.
Преподаватель
может связывать уроки с реальной жизнью. Студенты очень часто задаются
вопросом: «А зачем все это нужно?». Это все связано с тем, что студенты не
понимают, как полученные знания можно применить в реальной жизни.
Запланированная
экскурсия преподавателем может способствовать повышению мотивации студентов, но
при выборе экскурсии важно прислушиваться к самим учащимся. Такая поездка
поможет студентам немного отдохнуть от учебной деятельности, но при этом так же
сможет развить их познавательную активность.
Кроме
того, экскурсия сблизит учебный коллектив и преподавателя.
Уровни
познавательного интереса. Щукина Г.И. доказала, что познавательный интерес не
появляется у ребенка с рождения, а приобретается в процессе жизнедеятельности.
Уровень познавательного интереса у учащихся может быть разный, это связано с
различными факторами, с которыми встречаются. Для формирования познавательного
интереса, первоначально нужно узнать на каком уровне познавательного интереса
они находятся. В связи с этим существуют
различные уровни развития познавательного интереса, а именно:
1.
Элементарный
уровень– основан на эмоциональном компоненте. У студента может появиться
познавательный интерес за счет эмоциональной составляющей, к примеру, студенту
нравится преподаватель, студент считает занятие занимательным или стремится к
хорошим и отличным оценкам. В элементарном уровне проявляется интерес к новым
фактам или явлениям, которые студент получает только на занятии.
2.
Средний
уровень – основан на интеллектуальном компоненте, направленный на познание
объекта. В основном, происходит учение по необходимости, к примеру, его могут
заставлять родители или он считает, что нужно учиться, потому что это его долг.
У студента проявляется интерес к познанию различных свойств и явлений. При
данном уровне интереса студент получает информацию не только на занятии, но и
также по необходимости может прочитать что-нибудь в учебнике, или он опирается
на имеющие знания, строит свои догадки.
3.
Высокий
уровень – основан на волевом компоненте. Учащийся сам готов и хочет заниматься
поисковой деятельностью. Студент определяет взаимосвязь явлений, при которых
одно служит причиной, другое следствием, устанавливает закономерности, находит
общие принципы явлений, действующих в разных условиях.
Из
вышеперечисленного видно, что при формировании познавательного интереса преподаватель
должен стараться сформировать у студентов высокий уровень интереса, тем самым
он сможет увеличить качество и количество получаемых знаний.
Факторы, влияющие на познавательный интерес. Чтобы
сформировать познавательный интерес, необходимо учитывать различные факторы,
которые могут, как положительно сказаться на обучающихся, так и отрицательно.
Рассмотрим
факторы, которые помогут сформировать познавательный интерес:
1.
В
первую очередь все зависит от личности преподавателя. Преподаватель – это
человек, который двигает всем процессом обучения. При правильном индивидуальном
подходе преподавателя к учащимся, при его любви к предмету и обладанию
педагогической культуры, преподаватель может добиться больших успехов в
воспитании у студентов глубокого интереса к знаниям. На занятиях происходит
ежесекундное воздействие на человека посредством слова. При этом необходимо
понимать, что любое слово, сказанное преподавателем в сторону студента, может
изменить его в лучшую их худшую сторону, отчего будет завесить его будущее
отношение к предмету и его интереса к нему.
2.
Вторым
фактором является мотивация обучения. Базисными компонентами мотивации является
потребность и мотив, где потребность – направленность активности студента и
психическая составляющая, которая создает предпосылку деятельности, а мотив –
«побудительная причина, повод к какому-нибудь действию».
3.
Содержание
предмета – неотъемлемая часть познавательного интереса. Так, например,
неправильное составленное тематическое планирование может разрушить весь
процесс обучения, отбив всякий возникающий интерес к предмету. Студент,
понявший, что тема дается ему тяжело, или не дается вовсе, оставит всякие
попытки понять и принять поступающую информацию. При этом необходимо понимать,
что если студенту тема дастся очень легко, он может оставить все попытки
изучить ее полностью, потому что посчитает это тратой своего свободного
времени.
4.
Формы
организации обучения. С помощью различный форм занятий можно значительно
повысить уровень познавательного интереса, особенно если присутствует их
разнообразие. Можно проводить, как стандартные, так и нестандартные уроки,
различные экскурсии, факультативы, лабораторные работы, конференции и многое
другое. Таким образом, студенты с интересом будут ждать нового занятия,
обсуждая, что нового подготовил преподаватель на этот раз.
5.
Средства
обучения. Важным фактором формирования познавательного интереса так же играют и
средства обучения. Благодаря таким средствам, как схемы, рисунки, аудио- и
видеоматериалы учебный процесс можно сделать намного интереснее и проще.
6.
Методы
обучения – это комплекс различных приемов и средств, в результате которых
происходит передача и усвоение навыков, умений и знаний. Преподаватель должен
пользоваться различными методами обучения при проведении любого занятия – что
также ведет за собой развитие познавательного интереса у учащихся в школе.
7.
Другие
факторы (родители, близкие, друзья, путешествия и др.)
Занятие-экскурсия,
как метод обучения, направленный на формирование познавательного интереса. Развить интерес
у учащихся можно с помощью занятий - экскурсий. Занятие-экскурсия - это
посещение различных культурных мест с целью обучения и просвещения детей в
различных отраслях. В математике, благодаря проведению таких занятия, преподаватель
сможет показать, как данный предмет связан с жизнью, как важно его изучать.
Экскурсия дает возможность студентам посмотреть на предмет под другим углом,
визуализирует математические знания. Тем самым, занятие-экскурсия развивает не
только теоретическое и практическое мышление, но и творческое.
При проведении занятий
в аудитории, в основном студенты познают информацию с помощью таких органов
чувств, как зрение и слух, но при проведении занятий-экскурсий у них появится
возможность еще и потрогать, прочувствовать объекты изучения. В начале таких
занятий студенты знакомятся с конкретными объектами, явлениями или событиями, а
затем обобщают и выделяют закономерности. Учащиеся смогут понять, что все в
нашей жизни зависит от законов и знание таких законов - необходимо каждому
живущему в нашем современном обществе. Следовательно, на занятиях-экскурсиях
реализуются такие дидактические принципы, как наглядность, доступность,
научность, связь теории и практики, и каждый из этих принципов поможет
сформировать познавательный интерес у учащихся.
Занятие
- виртуальная экскурсия можно проводить в аудитории и его отличие от обычной
экскурсии заключается в том, что реально существующие объекты переносятся в
изображение, которое можно показать детям с помощью интерактивной доски или
другого оборудования.
Этапы
занятий - виртуальной экскурсии и у занятий-экскурсии такие же, как и этапы занятий
формирования новых знаний, а именно:
1)
Организационный
этап.
2)
Постановка
целей и задач занятий. Мотивация учебной деятельности.
3)
Актуализация
знаний.
4)
Первичное
усвоение новых знаний.
5)
Первичное
закрепление новых знаний.
6)
Информация
о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.
7)
Рефлексия.
Необходимо
понимать, что при проведении такихзанятий, необходимо показывать на экране
учащимся, как выглядят данные картины, которые упоминаются в тексте.
Таким
образом, при проведении занятий - виртуальная экскурсия значительно повысился
познавательный интерес у учащихся на занятиях по математике, а также
увеличилось количество студентов, которые хотят посещать различные культурные
места.
Литература
1.
Божович
Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков //М. Просвещение. 1972. С.
352.
2.
Выготский
Л.С. Педагогическая психология // Под ред. В.В. Давыдова. – М.:
Педагогика-Пресс. 1999. С. 536.
3.
Дубынина
Т.В. Развитие познавательного интереса к математике во внеурочной деятельности
//Интерактивная наука. 2021. №8. С. 18-20.
4.
Любкина
А.Д. Математические образовательные экскурсии для учащихся //В сборнике:
Открытая наука 2021. Сборник материалов научной конференции с международным
участием. Москва, 2021. С. 349-355.
5.
Чиркова
И.А., Сачкова Е.Н. Формирование познавательного интереса учащихся при обучении
математике в основной школе //В сборнике: Студенческая наука Подмосковью,
материалы Международной научной конференции молодых ученых. 2017. С. 695-698.
6.
Щукина,
Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных процессов учащихся. //
М.: Просвещение. 1988. С. 203.
|