|
РОЛЬ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИКТ В РАЗВИТИИ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К
ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Амангельдыева Г. Т., ст. преподаватель
Атамурадова Е. А., преподаватель
Институт
телекоммуникаций и информатики Туркменистана, Ашхабад, Туркменистан
Аннотация. В работе рассматриваются вопросы применения средств
ИКТ на занятиях по английскому языку при реализации игровых технологий. Дается
классификация средств ИКТ, проводится анализ Интернет-ресурсов игровой
направленности.
Ключевые слова: средства ИКТ,
Интернет-ресурсы, игровые технологии.
В современном мире в сфере образования широко применяются
современные средства информационно коммуникационных технологий.
Средства ИКТ – это такие программные, программно-аппаратные,
технические средства и устройства, которые могут функционировать на базе
микропроцессорной, вычислительной техники, в том числе современных средств и
систем транслирования информации, обмена информации,
которые обеспечивают операции по сбору, накоплению, хранению, обработке,
передаче информации и возможности доступа к информационным ресурсам локальных и
глобальных компьютерных сетей [3].
Согласно классификации, представленной профессором Н. Д. Гальсковой
в её работе «Типология технологий электронного обучения иностранным языкам».
Информационно-коммуникационные технологии в зависимости от их основного
назначения, можно разделить на следующие группы.
·
демонстрационные технологии;
·
технологии, в основу которых положены ресурсы Интернет;
·
мультимедийные технологии.
К наиболее часто используемые в учебном процессе средства
информационно-коммуникативных технологий можно отнести:
1. электронные учебники и пособия,
которые можно демонстрировать с помощью компьютера и мультимедийного проектора;
2. электронные энциклопедии и
справочники;
3. тренажеры и программы тестирования;
4. образовательные ресурсы Интернета;
5. учебные DVD и CD диски;
6. видео и
аудиотехника.
Прогресс
в области ИКТ, наблюдаемый на сегодняшний день, вынуждает вносить изменения в
вопросы, которые касаются организации информационного обеспечения
познавательной деятельности. По этой причине, следующая классификация средств
ИКТ позволяет разобрать возможности использования информационных технологий в
образовательной деятельности [5]:
·
для
поиска литературы в Интернете с использованием браузеров типа Opera, Yandex и
др., различных поисковых систем (Bing, Baidu, AOL и т.д.) и работы с ней;
·
для
работы с текстами, применяя пакет основных прикладных программ Microsoft
Office: Microsoft Word, который разрешает создавать и редактировать тексты с
графическим оформлением; Microsoft Power Point разрешает создавать слайды-презентации
для более увлекательной демонстрации материала; Microsoft Excel позволяет
выполнять различные вычисления, анализировать и визуализировать данные,
работать со списками в таблицах и на веб-страницах; Microsoft Office Publisher
позволяет создавать и видоизменять буклеты, брошюры и т.д.;
·
для
автоматического перевода текстов с помощью программ-переводчиков (PROMT, ABBYY
Lingvo, и т.д.) и электронных словарей (WooordHunt, CambridgeDictionary,
CollinsOnlineDictionary и т.д.);
·
для
хранения и накопления информации (CD-ROM, DVD-диски, флеш-память, SSD- диски);
·
для
общения и совместной работы (социальные сети, электронная почта, Telegram,
Discord и т.д.);
·
для
обработки и воспроизведения графики и звука (проигрыватели MediaPlayerClassic,
ALLplayer, PotPlayer, WinAmp и т.д., программы для просмотра изображений
IrfanView, PhotoShop, Picasa, FastStone и т.д., программы для создания схем,
чертежей и графиков Visio, DrawIo, MindMup, SmartDraw и т.д.) и др.
Приведенные
выше средства ИКТ формируют благоприятные возможности, для организации
самостоятельной деятельности обучающихся, на уроках английского языка. Они
могут применять цифровые технологии не только для изучения каких-то отдельных
тем, но и для самоконтроля знаний, полученных в процессе обучения. К тому же
компьютер представляет собой самого терпеливого педагога, который способен
сколько угодно раз воспроизводить любые задания, добиваясь, тем самым,
правильного ответа и, в результате, автоматизировать осваиваемый навык. Помимо
этого, значимым фактором при обучении грамматике иностранного языка с
применением ИКТ является формирование безопасной информационной среды для
обучающихся младшей школы. По этой причине, к выборке дидактических материалов
учитель должен подойти с полной ответственностью и предоставить данный материал
изолированно от посторонней, зачастую вредоносной информации из мировой сети.
Уже
после рассмотрения классификации ИКТ средств можно перейти к игровым
технологиям. Для того, чтобы лучше понимать какие виды педагогических игр могут
быть использованы с помощью ИКТ средств, обратимся к работе доктора
психологических наук, профессору кафедры социальной и этнической психологии
Московского гуманитарного университета Емельяновой Т.В. «Игровые технологии в
образовании». Она раскрывает в своей работе классификацию педагогических игр:
1. дидактическая игра;
2. ролевая игра;
3. деловая игра;
4. подвижная игра;
5. интеллектуальная игра;
6. коррекционные игры.
Предложенная
классификация дает возможность перейти к оценке средств ИКТ применимых для
обучения с элементами игрофикации на занятиях преподавания английского языка.
ИКТ
ресурсы являются вспомогательным средством, которое может существенно
разнообразить занятия по иностранному языку и тем самым повысить мотивацию учащихся
к учебной деятельности.
Литература
1. Гассий Д. С. Учим английский интересно
с помощью IT-технологий / Д. С. Гассий, Ж. С. Синолицына. — Текст:
непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 7 (59). — С. 121-127. — URL:
https://moluch.ru/young/archive/59/3148/
2. Емельянова, Т.В. Игровые технологии в
образовании: электронное учеб.-метод. пособие / Т.В. Емельянова, Г.А. Медяник.
– Тольятти: Изд-во ТГУ, 2015. — С. 88.
3. Калентьева И. Н.
Использование ИКТ на уроках английского языка как способ повышения мотивации
обучающихся в средней школе / И. Н. Калентьева. — Текст: непосредственный //
Педагогика: традиции и инновации: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Казань,
декабрь 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 71-73.
|