| Педагогические возможности деловой игры как активного метода обучения в условиях цифровой образовательной среды |
|
|
|
| Автор: Багшыев А. А.,Амангельдыева Г. Т. |
| 23.10.2025 20:03 |
|
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ КАК АКТИВНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ
В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Багшыев А. А., к.ф.-м.н., ст.
преподаватель Амангельдыева Г. Т. , ст. преподаватель Институт телекоммуникаций и информатики
Туркменистана, Ашхабад, Туркменистан Аннотация. В работе рассмотрено применение деловой
игры в образовательном процессе, при организации самостоятельной работы
обучающихся, особенности деловой игры как активного метода обучения,
достоинства и недостатки данного метода. Представлен опыт организации
самостоятельной работы студентов с использованием деловой игры как активного
метода обучения. Ключевые слова: активные методы обучения,
самостоятельная работа, деловая игра. Требования, предъявляемые обществом к личности, постоянно и качественно изменяются, поэтому как никогда актуален компетентностный подход. Каждый выпускник образовательного заведения должен быть готов крешению поставленных перед ним задач, в том числе и нестандартных. Все образовательные организации стремятся к формированию многогранной и развитой личности, которая будет способна найти и принять взвешенное решение в самой нестандартной ситуации. Выпускник должен иметь активную жизненную позицию, ставить перед собой цели и достигать их. В современных реалиях, преподаватель всё чаще сталкивается с проблемой недостаточной активности обучающихся на занятиях. Практика показывает, что во время проведения занятия, активно работает лишь малая часть обучающихся, которые действительно заинтересованы в данном процессе. Остальная же часть класса ведет себя пассивно, не проявляя интереса к происходящему. Качество знаний, усвоенных обучающимися, значительно снижается, так как наибольшее количество учеников предпочтет воспользоваться записями той малой части группы, которая была вовлечена и заинтересована во время занятия. Использование активных методов обучения на занятиях, позволит преподавателю провести продуктивный урок с высокой активностью обучающихся. Общество, государство, родители ставят перед образовательной организацией цель – не только вложить в учащихся знания, развить умение и привить навыки, но и способствовать развитию личности, помочь найти в себе и развить творческие качества. Основная роль педагога заключается в помощи ребенку раскрыть и развить его потенциал. Образовательное учреждение должно способствовать организации комфортной среды, способствующей развитию природных способностей ребенка. Применение активных методов обучения в образовании, позволит обучающимся в игровой, комфортной и привычной для них форме, развить свой потенциал, качественно усвоить знания, умения и навыки. [1] Активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты. Задача преподавателя – самостоятельное овладение студентами знаний в процессе активной познавательной деятельности. В основе активных методов лежит диалог, как между преподавателем и студентами, так и между самими студентами. В процессе диалога развиваются коммуникативные способности, умение решать проблемы коллективно, развивается речь студентов. Существует множество видов активных методов обучения, у каждого есть свои достоинства и недостатки. Известна условная классификация активных методов обучения: неимитационные (лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция с разбором конкретной ситуации, лекция-консультация) и имитационные (групповой тренинг, кейс-технологии, деловая игра, инновационная игра и многое другое). Неимитационные занятия не требуют создание имитации какой-либо деятельности, и активизация здесь обеспечивается системой действующих прямых и обратных связей между обучаемыми и преподавателями. Имитационные занятия обязательно предусматривают имитациюиндивидуальной и коллективной деятельности в выбранной сфере, наличие имитационной модели объекта, процесса, деятельности. С помощью имитационных методов обучения происходит воспроизведение контекста профессиональной деятельности, что способствует более успешному решению педагогических проблем или проблемных ситуаций. [2] Рассмотрим один из методов активного обучения в образовании – деловую игру. Метод деловых игр известен с 17-18 веков, история его возникновения описана в литературе. Деловая игра того времени определялась как «военная» или «предпринимательская». Первое упоминание значилось как «военные шахматы», позже, как «маневры на карте». В 19 веке военные игры использовались для развития внимания молодых военнослужащих, что в свою очередь уменьшало количество трудностей при обучении. Члены американской Ассоциации Менеджеров после посещения военно-морской академии обнаружили, что менеджеры сталкиваются с аналогичными ситуациями принятия решений, после этого деловая игра стала использоваться в различных сферах общества. Деловая игра, в основе которой лежит имитационная модель социально-экономического объекта или какого-либо вида профессиональной деятельности, может быть признана одним из самых результативных, но и самых сложных в разработке и применении методов обучения. Применение
деловых игр может быть рекомендовано в следующих целях: -
развития
навыков анализа и критического мышления; -
развития
навыков профессиональных коммуникаций; -
развития
чувства ответственности за последствия принимаемых решений; - развития навыков работы в команде. При применении деловых игр следует учитывать организационно-временные ограничения и условия, в которых протекает учебный процесс. Так, в зависимости от сложности моделируемого объекта или имитируемой деятельности, а также масштаба рассматриваемых проблем, требований к оформлению и представлению результатов проведение деловой игры может потребовать от 4–6 часов до нескольких дней. [3] Деловая игра может быть сконструирована как в целях формирования компетенций, так и в целях их оценки, требуемых в конкретной профессиональной деятельности, т. е. может выступать и методом обучения, и оценочным средством. Данный метод характеризуется высокой степенью активности и интерактивности в учебной группе и поэтому требует особых подходов к организации групповой работы. В свою очередь деловая игра имеет ряд достоинств и недостатков. Перечислим
основные достоинства деловой игры. Позволяет в рамках кратковременного учебного процесса сместить акцент с «системы знаний» на «систему навыков, умений, способов поведения, отношений, приемов творчества», т. е. на приобретение достойного уровня компетенции для значимой деятельности в конкретной профессии. Учебная деловая игра является не только методом игрового имитационного моделирования, но и инструментом, позволяющим освоить новую информацию, чему-либо научить, развить умения. Существует очень много методических разработок по деловым играм. Издано множество учебно-методических пособий по обучающим играм для различных сфер деятельности. Деловая игра всегда проходит под знаком «управляемого эмоционального напряжения», а это интенсифицирует процесс обучения и вызывает включенную активность. Обучение доставляет удовольствие, и это дает значительно больший образовательный эффект. К
недостаткам метода деловой игры можно отнести следующее. Действия участников игры эффективны лишь в том случае, если они владеют спецификой и содержанием деятельности, имитируемой в игре, если их уровень знаний этому соответствует или преподаватель может выступить в роли инструктора-консультанта. При отсутствии этих условий деловая игра может нанести серьёзный ущерб содержательной части обучения. Отсутствие единой технологии разработки и описания деловых игр приводит к тому, что у многих преподавателей возникают трудности при внедрении деловых игр в учебный процесс или ее адаптации. Если преподаватель не обладает социально-психологической компетенцией, не умеет эффективно и оперативно управлять конфликтом, возникающим в процессе игры, участник может остаться с негативным опытом и неприятием такой образовательной технологии вообще. Преподаватели, осваивающие интерактивные технологии обучения, должны обязательно учитывать эти особенности деловых игр.[4] Внедрение
уроков с применением активных методов, в том числе деловой игры, в
педагогическую практику убеждает в том, что сами идеи интеграции в
совершенствовании учебно-воспитательной функции очень плодотворны. Во-первых,
знания, полученные на данных уроках, приобретают системность, становятся
обобщёнными, комплексными. Во-вторых, усиливается мировоззренческая
направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется
их убеждённость и достигается всестороннее развитие личности. В-третьих, такой
урок создаёт атмосферу сотрудничества и поиска, побуждает к диалогу,
способствует формированию у учащихся образного мышления. В-четвёртых, данные
уроки демонстрируют учащимся единство процессов, происходящих в окружающем
мире. Организация подобных занятий необходима современным образовательным
организациям для решения одной из основных проблем образовательного процесса –
потеря интереса у обучающихся. Литература 1. Мжельская Т.В., Спесивцева
В.А. Деловая игра как средство реализации задач ФГОС среднего образования //
Сибирский педагогический журнал, № 6. – Новосибирск: Новосибирский
государственный педагогический университет, 2018. – С. 148-158. 2. Мустафина Д.И. Деловая игра
как метод интерактивного обучения в сфере профессионального образования //
Теория и практика мировой науки, № 2. – Уфа: Башкирский государственный
педагогический университет им. Акмуллы, 2020. – С. 33-37. 3. Пятибратова Л.И. Деловая игра
как интерактивная технология профессионального образования // Непрерывное
образование в современном мире: история, проблемы, перспективы. Материалы VI
Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. –
Борисоглебск: Борисоглебовский филиал Воронежского государственного
университета, 30.03.2019. – С. 298-302. 4. Демидова
Г.В., Егорова Г.Н. Применение учебных деловых игр в рамках школьного
образования // Современные технологии непрерывного обучения школа-вуза.
Материалы VII Всероссийской научно-методической конференции. – Воронеж:
Воронежский государственный университет инженерных технологий, 2020. – С.
145-149. |
| Обновлено 23.10.2025 20:08 |


