Главное меню

Анализ современных аспектов организации контроля знаний студентов PDF Печать E-mail
Автор: Багшыев А. А.,Амангельдыева Г. Т.   
23.10.2025 20:06

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ АСПЕКТОВ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

 

Багшыев А. А., к.ф.-м.н., ст. преподаватель

Амангельдыева Г. Т., ст. преподаватель

Институт телекоммуникаций и информатики Туркменистана, Ашхабад, Туркменистан

 

 

Аннотация. В статье рассмотрены особенности и показатели результативности внедрения педагогом инновационных методов контроля на занятиях по высшей математике. Описана важность преобладания метапредметных связей в составлении задач, способствующих отражению результативности приемов и методик, используемых педагогом в процессе обучения.

Ключевые слова: математика, контроль, оценка, школа, современные формы, знания, анализ результатов.

 

Почти каждому с юных лет знакомы различные виды оценочных процедур, к которым можно отнести: контрольные работы, тесты, проверочные работы, а также стремительно набирающие популярность диагностические работы по оценке уровня функциональной грамотности студентов. Вместе с обилием процедур оценки усвояемости знаний добавляется и оценка применимости полученных навыков, а современная практическая психология отмечает усиление проблемы тревожности студентов в период подготовки к прохождению оценивающих испытаний.


Актуальность темы обусловлена необходимостью анализа контролирующих мероприятий, которые способствовали бы развитию фактора снижения влияния психологического воздействия на уровень отражаемых результатов, подчеркивали важность применимости полученных знаний, а не их механическое запоминание.


Цель: анализ эффективных мероприятий контролирующего уровня, современного характера для использования при обучении высшей математике в вузах.


Учитывая необходимость отражения современных форм контроля, поиск наиболее комфортных и методически благоприятных форм взаимодействия с обучающимися, в соответствии с целью были поставлены следующие задачи:


1. Проанализировать существующие формы, средства и методы контроля и выявить их особенности.

2. Проанализировать основные тенденции современного образования и описать модели контролирующих процедур, которые естественно отражали бы взаимосвязь обучаемости, успешности и развития интеллектуальных возможностей студентов при обучении математике.


В таком поиске представляют интерес различные подходы к организации контроля знаний, необходимые теоретические обоснования и практические технологии реализации контролирующих процедур. Известны различные виды и формы процедуры контроля в разные периоды обучения. Переход к новым образовательным стандартам многое изменил в практике обучения и, в частности, в вопросах организации контроля знаний учащихся[1, 2]. Однако нельзя считать, что этап поиска новых приемов, форм и методов контролирующих мероприятий для современных вузов уже пройден.


Необходимо подчеркнуть, что «методы контроля - это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической деятельности преподаввтеля. Наиболее доступным методом контроля является проводимое преподаввтелем планомерное, целенаправленное и систематическое наблюдение за деятельностью учащихся»[7,с.336].


Традиционные методы контроля, к которым можно отнести: тесты, классические контрольные работы, самостоятельные работы, ВПР, имеют широкую сферу применимости и сегодня. Процент качества знаний в различном диапазоне наталкивает на мысль о недостаточном понимании заданий и низкой эффективности традиционной методики оценки знаний учащихся. В связи с чем формируется необходимость совершенствования методов и приемов контроля знаний учащихся. Известно, что умения решать задачу является показателем обученности и развития учащихся. В данной ситуации среди правил выдвижения познавательных задач выделим две позиции: «задача должна вытекать из предметного содержания с целью сохранения системы знаний и логики науки; содержать в себе информацию, необходимую для развития ума, воображения, творческих процессов»[7]. На наш взгляд, здесь наилучшим образом подходят слова Д. Пойа: «Задача должна быть умело выбрана, она должна быть не слишком трудной и не слишком легкой, быть естественной и интересной, причем некоторое время нужно уделять для её естественной и интересной интерпретации»[5].


Поэтому после анализа известных современных приемов и методов контроля в качестве оптимальной деятельности была выбрана работа с маршрутными листами, которые выполнены в ярком дизайне и содержат не просто задачи, а охваченные сюжетом математические действия и задачные ситуации.


Математика - самая сложная и трудоемкая учебная дисциплина для понимания у подрастающего поколения. Однако именно она позволяет воспитать мыслящих рационально, видящих решения наперед, упорных и трудолюбивых людей. Конечно, преподаватель математики чаще других сталкивается с отсутствием интереса, нехваткой часов, непониманием учащимися новых тем – факторами, замедляющими процесс обучения и мешающими его результативности. Однако данная дисциплина предоставляет много возможностей для реализации современных мероприятий контроля различного уровня.


Любой профессионал понимает, что каждый обучающийся мыслит и думает по-разному: та тема, на которую одному хватило урока, станет проблемой для другого. Как отмечают психологи, «для проявления интеллектуальных способностей людей необходимо чувство успеха и ощущение правильности выполнения той или иной задачи»[3, с. 324]. Основная задача современного педагога - предоставить такую возможность каждому ученику при обучении в школе. Данная проблема найдет свое отражение при разработке новых контролирующих процедур при обучении математике.

 

Литература

1. Берсенева О.В. Оценивание уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий учащихся на уроках математики в условиях бипредметного мониторинга./ О.В. Берсенева, А.С. Гаврилюк// Вектор науки ТГУ. Серия: педагогика, психология.- 2021. - №1.- С.7-18.

2. Боженкова Л.И. Познавательные универсальные учебные действия в обучении математике. // Наука и школа. - 2016. №1.С.54-60.

3. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2018. - 583 с.

4. Митяева, А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: Учебное пособие. - М.: Академия, 2018. –224 с.

5. Пойа Д. Как решать задачу: Пособие для учителей. /Д.Пойа.–М.: Книга по Требованию, 2021. – 208 с.

6. Пономарев Я.А. Знание, мышление и умственное развитие. –М.: Просвещение, 1967.– 264 с.

7. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

 

 


 
Яндекс.Метрика