Главное меню

НАЧАЛА ГРАФИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ PDF Печать E-mail
Автор: Каримов М.Ф., Султанаева А.С.   
23.04.2014 18:38

НАЧАЛА ГРАФИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

Каримов М.Ф., канд. физ.-мат. наук, профессор

г. Бирск, ФГБОУ ВПО Бирский филиал БашГУ

Султанаева А.С., студ. педфака

г. Бирск, ФГБОУ ВПО Бирский филиал БашГУ

 

Учебное и научное моделирование объектов, процессов и явлений природной, технической и социальной действительности имеет исходным пунктом детский сад, где дошкольники приобретают начальные знания, умения и навыки в области познания окружающего нас мира.

Отметим, что зачатки графического моделирования действительности появились еще в Древнем мире в виде наскальных или пещерных рисунков первобытных людей.

Графическое моделирование объектов, процессов и явлений природной, технической и социальной действительности востребовано на высоком уровне исполнения и в двадцать первом веке для обеспечения научно-технического и социально-экономического прогресса каждой страны [1,2].

Графическое общение, как универсальный язык письменности, в настоящее время общепринято и понятно всем людям.

Графическая модель фрагмента действительности позволяет избежать недостатки и ограничения словесной модели, заключающиеся в длинных, запутанных и неполных описаниях объектов, процессов и явлений окружающего нас мира.

Для графического моделирования с дошкольниками фрагментов окружающего нас мира в детском саду проектируются и реализуются познавательные сюжетно-ролевые игры, в которых объектами моделирования выделяются животные, рыбы, птицы, машины и т.д.

Например, целью дидактической игры «Веселая лошадка» является правильное построение и использование графической модели лошадки с использованием традиционных и компьютерных технологий.

Задачами, исходящими из данной дидактической цели, выделяются:

1) способствовать повышению общего эмоционального фона и улучшению психологического климата в детской группе;

2) формировать предметные представления у детей по учебно-воспитательной теме «Животные»;

3) развивать у детей зрительное восприятие объектов, процессов и явлений природной действительности;

4) развивать необходимую для успешного графического моделирования действительности мелкую моторику у детей;

5) развивать на примере графических моделей объектов зрительную память, внимание, речь у воспитанников;

6) вызвать познавательный интерес детей к нетрадиционной форме рисования (например, ладошкой);

7) сочетать в течение одного занятия несколько приемов рисования (ладошкой, кисточкой и т.д.).

Наш дидактический опыт в подготовительной к школе группе детского сада [3] выявил наличие у детей знаний, умений и навыков компьютерного графического моделирования в среде ряда графических редакторов персональных компьютеров.

Разновидностью графических моделей, создаваемых в детском саду, являются простейшие схемы, графики и рисунки, усваиваемые детьми, начиная со второй младшей группы.

Воспитанники детского сада с удовольствием моделируют с помощью различных знаков процесс изменения погодных условий во дворе дошкольного учреждения.

Если в первый день начала новой недели светит солнце, то дошкольники рисуют на бумаге графическую модель погоды - солнышко, если во дворе дождливо, то дети рисуют в продолжении модели капельки.

Последовательность клеточек графической модели с различным содержимым позволяет судить воспитателю и дошкольникам о процессе изменения погодных условий в данной местности в течение недели, месяца или квартала.

Более сложная объемная с графическими элементами модель представляется с помощью классического глобуса.

Приклеивая на глобус рисунки морей, континентов, государств и городов, можно создать пространственную графическую модель земного шара.

Наш дидактический опыт показывает, что в построении графической объемной модели земного шара активно участвует большинство дошкольников.

Описанная выше методика графического моделирования позволяет развивать творческое мышление детей дошкольного возраста и помогает в познании окружающего их мира.

Выводом, следующим из приведенного выше краткого материала о началах графического моделирования в детском саду, является положение о том, что успешное построение и использование моделей объектов, процессов и явлений возможно со второй младшей группы детского сада, и оно способствует повышению уровня творческого потенциала дошкольников.

Литература

1. Каримов М.Ф. Политехническое содержание школьного и вузовского курсов информатики и вычислительной техники // Подготовка учителя в условиях непрерывного образования ( Сборник научных статей ). – Уфа: Изд-во Башкирского госпединститута, 1989. - С. 193-200.

2. Каримов М.Ф. Подготовка будущих учителей-исследователей в информационном обществе. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2002. - 612 с.

3. Каримов М.Ф., Габдулисламова Л.М. Педагогический эксперимент по компьютеризации в детском саду // Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции «Проблемы компьютеризации дошкольного воспитания». – М.: ЦНИИ «Электроника». Серия 9. «Экономика и системы управления». Вып. 2. – 1989. – С. 50-53.

 
Яндекс.Метрика