Главное меню

ПОВЫШЕНИЕ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЛЬНОСТИ PDF Печать E-mail
Автор: Угляница О. Н.   
12.04.2021 11:43

ПОВЫШЕНИЕ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЛЬНОСТИ

 

Угляница О. Н., зам. дир. по уч. работе, учитель-методист

г.Борисов, СШ № 10, Республика Беларусь

 

Мы живем в то время, когда на смену системе образования, ориентированной в основном на передачу знаний, приходит личностно-ориентированная система, основанная на компетентностном подходе, критическом мышлении и современных педагогических информационных технологиях. Чтобы шагать в ногу со временем, учитель должен обладать необходимой квалификацией в сфере использования ИКТ в образовательном процессе, постоянно самосовершенствоваться. Ведь в современном мире никак не прожить с профессионально устаревшим багажом знаний, ориентацией только на традиционные методы обучения и формы деятельности, игнорированием образовательных тенденций. В связи с формированием и развитием информационно-образовательной среды учреждения образования современный учитель должен не столько передавать знания, сколько создавать определенную информационную среду, в том числе с помощью цифровых технологий.


Цифровая грамотность сегодня является важнейшим профессиональным навыком практически любого работника независимо от его возрастной категории. Повсеместное распространение цифровых устройств и необходимость их использования в образовательном процессе требуют от учителей развития их собственной цифровой компетентности.


Цифровая компетентность – это одна из новых концепций, которая описывает навыки, связанные с технологиями. В последние годы несколько терминов применялись для описания навыков и умений использования цифровых технологий, такие как «навыки ИКТ», «навыки информационных технологий», «навыки 21-го века», «информационная грамотность», «цифровая грамотность» и «цифровые навыки». Эти термины также часто используются как синонимы, например, «цифровая компетентность» и «цифровая грамотность».


Цифровые компетенции включают в себя набор способностей человека, связанных с использованием информационно-коммуникационных технологий в различных контекстах (работа, досуг, обучение) с целью повышения результативности деятельности [2].


Международная организация ЮНЕСКО рассматривает цифровую компетентность педагогов как своеобразное связующее звено между их профессиональными и социальными компетентностями. Рекомендации ЮНЕСКО затрагивают все аспекты педагогической деятельности и структурируют их в рамках шести разноуровневых модулей:

1) понимание роли ИКТ в образовании;

2) учебная программа и оценивание;

3) педагогические практики;

4) цифровые навыки;

5) организация и управление образовательным процессом;

6) профессиональное развитие педагогов [2].


Цифровизация системы образования не может ограничиться созданием цифровых копий печатных учебников, оцифровкой документооборота и предоставлением всем школам доступа к скоростному Интернету, она оказывает влияние на  подходы к определению содержания и технологий обучения.


 Приоритетной сферой решения этой задачи формирования новых навыков в области науки, технологий, инженерии, ИКТ и инноваций должна стать система непрерывного педагогического образования, поскольку от уровня владения педагогом стратегиями и средствами поддержки личностного и профессионального развития напрямую зависит, насколько уверенно ими будут владеть представители будущих поколений.


Внедрение в образовательный процесс разнообразных электронных ресурсов и новых технологических средств педагогического взаимодействия будет продуктивным и эффективным только в том случае, когда персонал учреждений образования чувствует себя уверенно в цифровой образовательной среде, выступает не только как потребитель ее ресурсов, но и как их активный создатель [1]. 


Повышение качества образования напрямую зависит от повышения цифровой компетентности учителя.  Разнообразие информационно-коммуникационных технологий требует от педагога владения соответствующими цифровыми компетенциями:

в области цифровой информации и медиа;

в области цифрового общения;

в технической области (компьютерная и ИК-компетенции);

в области технологических инноваций и цифрового творчества.


Существует проблема: разрыв   между требованиями, которые предъявляются к  современному учителю в сфере использования цифровых технологий и состоянием реальных знаний и умений педагога в данной сфере, нехватка педагогических работников, способных в полной мере реализовывать направления цифровой трансформации процессов в системе образования.


Катализатором напряжения применения цифровых технологий в школе стала необходимость самостоятельной организации и управления образовательным процессом в условиях удаленного взаимодействия учителей с учащимися вследствие пандемии. В рамках профессиональной деятельности педагогов появились новые функции, выполнение которых возможно при условии владения функциональной компьютерной грамотностью.


В учреждении образования должны быть созданы адекватная современным условиям система управления профессиональным развитием педагогов и условия, где каждый педагог осознаёт необходимость постоянного роста и развития цифровых компетенций. Основой такого управления является креативное профессиональное взаимодействие между его участниками, создающее смысловое поле для информатизации образовательного процесса и управленческой деятельности педагогов.


Успешное использование ИКТ в образовательном процессе зависит от способности педагогов по-новому организовать образовательную среду, объединять новые информационные и педагогические технологии для того, чтобы проводить увлекательные уроки и занятия, организовывать сотрудничество школьников, создавать собственные цифровые продукты, сопровождать учащихся в информационной среде.


Использование виртуальной образовательной среды, применение облачных технологий и облачных хранилищ данных стимулирует творческую активность педагогов, активизирует процесс продвижения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. А возможность получения необходимой информации в любое время суток делает познавательную деятельность учителей более эффективной.


В нынешних условиях учителям необходимо максимально быстро учиться, осваивать современные технологии, овладевать новыми инструментами обучения и взаимодействия, а также внедрять в ежедневную работу все эффективные форматы обучения.

 

Литература


2. Дзюба, И. А. Формирование предпосылок для цифровой трансформации дополнительного образования Республики Беларусь // Цифровая трансформация образования [Электронный ресурс]: сб. мат. 2-й Межд. науч.-практ. конф., Минск, 27 марта 2019 г. /– Минск: ГИАЦ Минобразования, 2019. – Режим доступа: http://dtconf.unibel.by/doc/Conference_2019.pdf.

1. Гилева, Т.А. Компетенции и навыки цифровой экономики: разработка программы развития персонала [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentsii-i-navyki-tsifrovoy-ekonomiki-razrabotka-programmy-razvitiya-personala (дата обращения 17.03.2021).

1. UNESCO ICT Competency Framework for Teachers [Электронный ресурс]. 2020. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000265721 (дата обращения: 17.03.2021).

 

 

 


 
Яндекс.Метрика