Главное меню

Проектное управление в органах государственной и муниципальной власти PDF Печать E-mail
Автор: Сабирзянова А.А.,Стовба Е.В.,Габдулхаков Р.Б.   
03.12.2023 16:47

ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

И МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ

 

Сабирзянова А.А., студентка,

Бирский филиал УУНиТ, г. Бирск, Россия

Стовба Е.В., д.э.н., профессор,

Бирский филиал УУНиТ, г. Бирск, Россия,

Габдулхаков Р.Б., д.и.н., профессор,

УГНТУ, г. Уфа, Россия

 

Аннотация. В статье обосновывается необходимость использования технологий проектного управления в органах государственной и муниципальной власти. Выделены основные принципы проектного управления. Подробно рассмотрены этапы реализации проектного управления. Сделан вывод, проектное управление представляет собой эффективный инструмент для достижения стратегических целей в органах государственной и муниципальной власти.

Ключевые слова: проект, государственное управление, проектное управление, муниципальное управление, планирование.

 

Проектное управление представляет собой системный подход к планированию, организации и контролю реализации проектов с целью достижения заранее определенных результатов. В современных условиях проектный подход нашел широкое применение не только в сфере бизнеса, но и в органах государственной и муниципальной власти [2].


Эффективное управление проектами позволяет достичь стратегические цели и обеспечить качество предоставляемых государственных и муниципальных услуг [11; 14]. Проектное управление - это систематический подход к планированию, организации, выполнению, контролю и завершению проектов с целью достижения их целей в установленные сроки и рамки бюджета.


Безусловно, в органах государственной и муниципальной власти применение принципов проектного управления имеет важное значение для эффективного управления ресурсами и реализации приоритетных программ [7; 10; 13].  Выделим основные принципы проектного управления:


1. Целеполагание и планирование. Проектное управление начинается с четкого определения целей, ожидаемых результатов и ресурсов, необходимых для их достижения. План проекта включает в себя распределение задач, сроки и ответственность за выполнение.

2. Организация и координация. Эффективное проектное управление требует четкой организации команды, определения ролей и обязанностей участников проекта, а также поддержания постоянной коммуникации и координации действий.

3. Мониторинг и контроль. Используемые инструменты позволяют отслеживать прогресс выполнения задач, выявлять возможные риски и принимать своевременные корректировки для достижения целей проекта.


Проекты в органах государственной и муниципальной власти проходят через ряд этапов реализации. Рассмотрим более подробно этапы реализации проектного управления. Прежде всего, следует отметить, что проектное управление в государственных и муниципальных органах начинается с определения стратегических целей и приоритетов [1].


Первым этапом проектного управления является идентификация и формулирование проектов, включающих четкое определение целей, задач, ожидаемых результатов и ключевых показателей эффективности. Данный  этап основан на анализе существующих потребностей и проблем, а также учете стратегических приоритетов органов власти.


Вторым этапом является разработка детального плана проекта с определением ресурсов, сроков, ответственных лиц и этапов реализации. В этом контексте применяются такие инструменты как сетевое планирование, оценка рисков и анализ зависимостей.


Эффективное управление рисками является ключевым аспектом в проектном управлении. В органах государственной и муниципальной власти, где проекты могут быть подвержены воздействию экономических и социальных факторов, анализ рисков играет существенную роль в успехе проекта [8].


Третий этап включает выполнение работ, мониторинг хода выполнения проекта, контроль сроков и бюджета, а также анализ достигнутых результатов [5; 6]. Применение систем управления проектами, включая методы управления качеством и ресурсами, играет ключевую роль в этом процессе.


На наш взгляд, эффективная коммуникация с заинтересованными сторонами (стейкхолдерами) является критическим аспектом проектного управления. Данный аспект включает установление механизмов обмена информацией, формирование отчетности и обеспечение прозрачности в процессе реализации проекта.


Необходимо констатировать, что органы государственной и муниципальной власти реализуют значительное количество программ и проектов, направленных на социально-экономическое развитие регионов, в том числе и Башкортостана [3; 4; 12]. В данном аспекте применение проектного управления позволяет эффективно управлять ресурсами, контролировать сроки и качество реализации и достигать ожидаемых результатов.


В свою очередь, процессы государственных закупок и заключения контрактов также могут быть организованы с использованием принципов проектного управления. Это позволяет повысить прозрачность, сократить риски и обеспечить эффективное использование бюджетных средств.


Подчеркнем, что проектное управление позволяет:


- реализовывать приоритетные программы и проекты, обеспечивая максимальное использование ресурсов и достижение ожидаемых результатов;

- повысить эффективность деятельности государственных и муниципальных учреждений, что, в свою очередь, способствует улучшению качества предоставляемых услуг гражданам;

- стимулировать инновационные инициативы, способствуя развитию и внедрению новых технологий и подходов в органах государственной и муниципальной власти.


Безусловно, проектное управление в органах государственной и муниципальной власти сталкивается с рядом вызовов, включая необходимость обеспечения прозрачности и отчетности перед обществом, а также учет особенностей бюрократии. Так, например, внедрение проектного управления в органы государственной и муниципальной власти обуславливает наличие высококвалифицированного персонала, адаптации проекта к особенностям государственного сектора и учета специфики социальной среды [9].


Однако при правильной организации и внедрении проектного управления можно достичь повышения эффективности деятельности государственных органов и улучшения качества предоставляемых муниципальных услуг. Вместе с тем, применение современных методов управления проектами обеспечивает возможность значительного повышения эффективности государственных и муниципальных программ.


Таким образом, проектное управление представляет собой эффективный инструмент для достижения стратегических целей в органах государственной и муниципальной власти. Грамотное планирование, ресурсное обеспечение, мониторинг и оценка являются ключевыми элементами успешного проектного управления.


Применение методов проектного управления позволяет повысить эффективность использования ресурсов, улучшить контроль и обеспечить достижение ожидаемых результатов в реализации программ и проектов. Его внедрение требует комплексного подхода и учета специфики организационных и правовых аспектов. На наш взгляд, дальнейшие исследования в этой области могут внести существенный вклад в разработку оптимальных подходов к проектному управлению в сфере государственного и муниципального управления.


Развитие компетенций в области проектного управления представляет собой важный шаг к совершенствованию управленческой практики в государственных и муниципальных органах. Эффективное применение проектного управления позволяет достичь стратегические цели, обеспечить прозрачность и ответственность в процессе реализации проектов, что способствует устойчивому развитию регионов и страны в целом.

 

Литература


1. Бикбаева Р.Т., Габдулхаков Р.Б. Сельская молодежь в социальной системе трансформационного периода // Российский научный журнал. 2016. № 3 (52). С. 66-74.

2. Габдулхаков Р.Б., Шевалдина Е.И., Мешкова Н.Г. К вопросу о цифровых компетенциях государственных и муниципальных управленцев // Инновационные технологии управления социально-экономическим развитием регионов: Материалы XIII Международной научно-практической конференции. Уфа: ИСЭИ УФИЦ РАН, 2021. С. 119-122.

3. Габдулхаков Р.Б., Мешкова Н.Г., Зыков Я.Д. Цифровые технологии в утилизации твердых бытовых отходов Республики Башкортостан // Цифровые технологии в государственном и муниципальном управлении развитием территорий: новые концептуальные подходы:  Материалы II Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Уфа: УГНТУ, 2022. С. 7-10.

4. Галиев Р.Р., Ковшов В.А., Гусманов Р.У. Проект маркетплейса агроландшерингового кооператива // Вестник НГИЭИ. 2021. № 2 (117). С. 101-112.

5. Кутлин Ю.Н., Кутлин Н.Г., Онина С.А., Гафаров Ф.А. Статистическая обработка в биологических исследованиях. Бирск: Бирский филиал БашГУ, 2022. 118 с.

6. Кутлин Ю.Н., Кутлин Н.Г., Онина С.А., Гафаров Ф.А. Методы исследования и обработка информации в биологии. Бирск: Бирский филиал БашГУ, 2021. 112 с.

7. Масалимов Р.Н., Габдулхаков Р.Б. Социальные проблемы сельской молодежи Республики Башкортостан // Forms of social communication in the dynamics of human society development: Materials digest of the XXXVII International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in philological, historical and sociological sciences. London, 2013. С. 58-62.

8. Низамов С.С., Макарова О.Б. Общество, экономика и право: проблемы взаимодействия в современных условиях // Общество, право, государственность: ретроспектива и перспектива. 2023. № 2 (14). С. 71-74.

9. Соколов В.М., Стовба А.В. Этика ответственности: происхождение и тенденции концептуальной эволюции // В мире научных открытий. 2014. № 7-1 (55). С. 636-653.

10. Соколов В.М., Стовба А.В. Императивность биоэтического подхода к морально-политическим проблемам коронакризиса covid-19 // Гуманитарный вектор. 2021. Т. 16. № 2. С. 80-87.

11. Соколов В.М., Стовба А.В. Этика ответственности в вопросах жизнеобеспечения населения // Качество жизнеобеспечения населения: Сборник научных статей участников II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Уфа: АНО «Исследовательский центр информационно-правовых технологий», 2016. С. 78-81.

12. Стовба А.В. Традиция и новация в развитии современного российского общества. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук / Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный университет». Уфа, 2015. 151 c.

13. Стовба А.В., Камаева Р.Р. Туризм как фактор устойчивого развития муниципального образования // Наука в современном мире: взгляд молодых ученых: Материалы VIII Международной научно-практической конференции. Грозный: Чеченский государственный педагогический университет, 2022. С. 503-508.

14. Шарапова В.М., Шарапова Н.В., Шарапов Ю.В. Социальные факторы, сдерживающие развитие сельских территорий // Международный сельскохозяйственный журнал. 2020. № 6 (378). С. 49-52.

 


 
Яндекс.Метрика