| Как научиться управлять информационными потоками: навыки XXI века для педагогов и обучающихся |
|
| Автор: Тазетдинова Ю.А., Тазетдинов Б.И., Бочкарева Н.А. |
| 14.11.2025 09:00 |
КАК НАУЧИТЬСЯ УПРАВЛЯТЬ ИНФОРМАЦИОННЫМИ ПОТОКАМИ:
НАВЫКИ XXI ВЕКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ
Тазетдинова
Ю.А., к.ф.-м.н., доцент Тазетдинов Б.И., к.ф.-м.н., доцент Бочкарева Н.А., студентка 1 курса БФ г.
Бирск, Бирский филиал Уфимского университета науки и технологий Аннотация.
В статье рассматривается актуальная проблема
информационной перегрузки в современной образовательной среде. Анализируются
вызовы, с которыми сталкиваются как педагоги, так и обучающиеся в условиях
непрерывно растущих информационных потоков. Обосновывается необходимость
целенаправленного формирования навыков управления информацией как ключевых
компетенций XXI века. В работе представлены конкретные стратегии и инструменты
для фильтрации, оценки, организации и продуктивного использования информации,
направленные на повышение эффективности учебной и профессиональной
деятельности. Ключевые
слова: управление
информацией, информационная перегрузка, цифровая грамотность, критическое
мышление, медиаинформационная грамотность, педагогические технологии, навыки
XXI века, цифровая гигиена. Введение. Современное образование функционирует в условиях беспрецедентного по своему масштабу и скорости информационного потока. Открытые образовательные ресурсы, массовые онлайн-курсы, социальные сети, образовательные платформы и цифровые библиотеки предоставили неограниченный доступ к знаниям. Однако эта «информационная рог изобилия» породила новую, не менее серьезную проблему – информационную перегрузку, которая проявляется в рассеивании внимания, росте тревожности, неспособности отделить существенное от второстепенного и, как следствие, в снижении качества обучения. В этих условиях простого доступа к информации становится недостаточно. На первый план выходит способность управлять ею: эффективно искать, критически оценивать, систематизировать и творчески применять. Цель данной работы – охарактеризовать навыки управления информационными потоками и предложить практические рекомендации для их развития у педагогов и обучающихся. 1. Вызовы информационной эпохи для образования. Современная образовательная экосистема столкнулась с парадоксом информационной эпохи: безграничный доступ к знаниям обернулся проблемой их избыточности, что создало уникальные вызовы для всех участников процесса. Для обучающихся главной трудностью стала постоянная борьба за внимание. Непрерывный поток уведомлений из социальных сетей и мессенджеров, культура многозадачности и формирующееся клиповое мышление серьезно затрудняют способность к глубокой концентрации на учебном материале. Эта поверхностность усугубляется отсутствием критического фильтра: школьники и студенты зачастую не владеют стратегиями отбора достоверной информации, что делает их уязвимыми перед фейковыми новостями и манипулятивными техниками, превращая потенциальный ресурс в источник дезинформации и когнитивной перегрузки. Не менее серьезные вызовы легли на плечи педагогов. Им приходится существовать в режиме постоянного профессионального апдейта: необходимо безостановочно обновлять контент, осваивать новые цифровые инструменты и параллельно администрировать множество коммуникационных каналов, от электронного журнала и почты до чатов в мессенджерах. Эта хроническая многозадачность и необходимость быть всегда на связи, без навыков эффективной организации своего информационного пространства, ведут не к росту эффективности, а к стремительному профессиональному выгоранию и снижению продуктивности, когда рутинные задачи по обработке входящих потоков подменяют собой саму суть педагогической деятельности. 2. Ключевые навыки управления информационными потоками. В современных условиях управление информацией превратилось в критически важный метанавык, состоящий из комплекса взаимосвязанных компетенций. Прежде всего, это развитие критического мышления и медиаинформационной грамотности, предполагающее способность задавать правильные вопросы к любому источнику: кто является автором, какова цель публикации, какие доказательства приведены и что было намеренно опущено. Не менее значимой компетенцией становится цифровая гигиена и осознанное управление вниманием, включающее регуляцию "информационной диеты" через ограничение экранного времени, отключение лишних уведомлений и применение техник тайм-менеджмента, таких как метод "Помодоро". Особое место занимает мастерство эффективного поиска и фильтрации, подразумевающее владение продвинутыми операторами поисковых систем, умение точно формулировать ключевые запросы и ориентироваться в проверенных агрегаторах знаний – академических базах данных и цифровых библиотеках. Следующей ключевой компетенцией является систематизация и организация информации с использованием современных инструментов: диаграмм связей (mind maps), концепт-карт, цифровых блокнотов типа Evernote и Notion, а также систем тегирования для закладок. Завершает этот комплекс навыков способность к синтезу и продуктивному использованию информации, которая проявляется в умении интегрировать данные из разнородных источников для создания новых идей, проектов и решений, преобразуя тем самым пассивное накопление фактов в активную познавательную деятельность. 3. Практические стратегии для педагогов и обучающихся. Формирование компетенций управления информационными потоками требует перехода от теории к конкретным практикам, адаптированным для каждой группы участников образовательного процесса. Для педагогов ключевой стратегией становится отход от роли единственного источника информации в сторону курирования контента. Вместо предоставления готовых ссылок, эффективнее создавать проблемные задания и веб-квесты, которые учат студентов самостоятельно находить, отбирать и критически оценивать информацию. Важным инструментом борьбы с клиповым мышлением является внедрение в урок «информационных тайм-аутов» – специально выделенного времени для углубленной работы без гаджетов, сфокусированной на анализе одного источника. Не менее значимо моделирование процессов: педагогу необходимо на собственном примере демонстрировать, как он сам проверяет достоверность источника, организует материалы для урока или фильтрует новостную ленту, делая эти «невидимые» навыки видимыми для учащихся. И наконец, идеальной средой для отработки этих умений служат проектные методы, когда задания требуют от учащихся сбора, анализа и синтеза информации из разнородных источников с последующей презентацией комплексных результатов. Со стороны обучающихся практическое освоение этих навыков начинается с овладения структурными методами проверки информации, такими как метод RAVEN для оценки источника, который включает анализ репутации автора, его возможности обладать информацией, личную заинтересованность, уровень экспертизы и нейтральность. Для эффективной организации полученных данных критически важно использование цифровых инструментов, таких как создание ментальных карт в MindMeister или XMind для визуализации связей и приложений для управления задачами вроде Trello или Todoist для планирования этапов работы. Фундаментом же всего этого является развитие «информационной дисциплины» – осознанное планирование времени для целенаправленной работы с информацией и обязательного отдыха от нее, что на практике реализуется через принципы «цифрового минимализма», помогающие снизить информационный шум и повысить концентрацию. Заключение. Умение
управлять информационными потоками перестало быть факультативным навыком и
превратилось в базовую необходимость для успешной жизни и обучения в XXI веке.
Для образовательной системы это означает необходимость сдвига парадигмы: от
трансляции готовых знаний к формированию компетенций самостоятельного ориентирования
в информационном океане. Реализация предложенных стратегий требует от педагогов
не только освоения новых технологий, но и переосмысления своей роли – от
единственного носителя знания к наставнику, фасилитатору и куратору
информационной среды. Систематическое развитие этих навыков у всех участников
образовательного процесса позволит превратить информационный шум в осмысленный
и полезный образовательный ресурс, способствуя повышению как академических результатов,
так и психологического благополучия. Литература 1. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество
и культура. – М.: ГУ ВШЭ, 2000. – 608 с. 2. Фёдоров А.В. Развитие медиаграмотности и
критического мышления у студенческой аудитории. – Таганрог: Изд-во Кучма, 2017.
– 184 с. Международный
проект «Образование 2030» |