|
ЦИФРОВИЗАЦИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ: РИСКИ И ВЫЗОВЫ ДЛЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ
Тазетдинова Ю.А.,
к.ф.-м.н., доцент
Тазетдинов Б.И.,
к.ф.-м.н., доцент
Калачева В.С.,
студентка 1 курса БФ
г.
Бирск, Бирский филиал Уфимского университета науки и технологий
Аннотация.
В работе рассматривается комплексное влияние процессов цифровизации
образования на физическое здоровье учащихся. Проанализированы основные риски,
связанные с увеличением экранного времени, гиподинамией, эргономическими
нарушениями и психофизиологическим напряжением. На основе данных современных
исследований показана статистическая связь между интенсивным использованием
цифровых технологий и ростом распространенности миопии, нарушений опорно-двигательного
аппарата и синдрома цифрового выгорания. В заключении обосновывается
необходимость системного подхода к организации здоровьесберегающей цифровой
образовательной среды, включающего гигиеническое нормирование, педагогические
методики и формирование цифровой культуры здоровья.
Ключевые
слова: цифровизация образования, физическое здоровье учащихся, экранное время,
гиподинамия, синдром компьютерного зрения, эргономика, здоровьесберегающие
технологии, цифровая гигиена.
Введение. Современная
образовательная парадигма неразрывно связана с процессами активной
цифровизации. Перевод учебных материалов в электронный формат, использование
интерактивных досок, онлайн-курсов, образовательных платформ и мультимедийного
контента стал неотъемлемой частью учебного процесса. Несмотря на очевидные
дидактические преимущества – повышение наглядности, доступности и
интерактивности обучения – возникает закономерный вопрос о цене данного
прогресса. Все более актуальной становится проблема сохранения физического
здоровья школьников и студентов, чья ежедневная деятельность протекает в
условиях постоянного взаимодействия с цифровыми устройствами. Цель данной работы
– выявить и проанализировать ключевые риски для физического здоровья учащихся,
обусловленные цифровизацией образовательной среды, и предложить возможные пути
их минимизации.
1.
Влияние на зрительный анализатор и рост распространенности миопии. Наиболее
документированным последствием длительной работы с цифровыми устройствами
является зрительное утомление. Феномен, известный как «компьютерный зрительный
синдром» (Computer Vision Syndrome), включает
симптомы сухости, покраснения глаз, нечеткости зрения, головной боли. Его
основные причины – постоянная аккомодация на близком расстоянии, мерцание экрана
и снижение частоты моргания. Согласно исследованиям, у 70-75% школьников,
проводящих за электронными устройствами более 4 часов в день, наблюдаются
стойкие признаки компьютерного зрительного синдрома. Более глобальной проблемой
является усугубление эпидемии миопии (близорукости). Исследования, проведенные
ВОЗ, прогнозируют, что к 2050 году до 50% населения Земли будет иметь миопию, и
ключевым фактором риска, наряду с генетикой, признано отсутствие времени,
проведенного при естественном освещении, и интенсивная зрительная нагрузка на
близком расстоянии. Цифровизация образования, переносящая большую часть
активности в закрытые помещения и на близкий экран, объективно способствует
этой тенденции.
2.
Мускуло-скелетные нарушения и гиподинамия. Переход к
сидячему, «экранному» формату обучения закономерно снижает общий уровень
физической активности учащихся, приводя к гиподинамии. Длительное статическое
напряжение в неэргономичных позах (за партами, не приспособленными для работы с
ноутбуками, дома с планшетом на коленях) провоцирует развитие нарушений осанки,
сколиозов, мышечно-тонических синдромов в шейном и плечевом поясе. Данные
Министерства здравоохранения РФ указывают, что за период активного внедрения
цифровых технологий в школы (последние 10 лет) распространенность нарушений
опорно-двигательного аппарата среди школьников выросла на 15-20% и выявляется у
каждого третьего выпускника. Исследование, проведенное среди студентов вузов,
показало, что более 40% респондентов испытывают хронические боли в шее и спине,
напрямую связывая их с длительной работой за компьютером во время учебы.
3.
Психофизиологическое напряжение и нарушение режима сна. Постоянный
информационный поток, многозадачность (одновременное использование
мессенджеров, браузера и учебной платформы) и необходимость быстрого
переключения внимания, создают повышенную нагрузку на центральную нервную
систему. Это приводит к хроническому стрессу, синдрому эмоционального выгорания
и, как следствие, к соматическим проявлениям: головным болям, нарушениям сна,
повышенной утомляемости. Синий свет, излучаемый экранами, подавляет выработку
мелатонина – гормона сна. Опрос, проведенный Национальным фондом сна (США),
показал, что подростки, использующие гаджеты в постели перед сном, на 50% чаще
сообщают о невысыпании и трудностях с засыпанием по сравнению со сверстниками,
соблюдающими «цифровую гигиену». Выявлена прямая корреляция между временем
использования цифровых устройств и уровнем тревожности и депрессивных симптомов
у подростков, что неизбежно сказывается и на их физическом состоянии.
Заключение. Проведенный
анализ позволяет констатировать, что цифровизация образовательной среды, при
всех своих преимуществах, порождает ряд серьезных вызовов для физического
здоровья учащихся. К ним относятся: устойчивый рост зрительных патологий,
увеличение числа мусскуло-скелетных нарушений на фоне гиподинамии, а также рост
психофизиологического напряжения, ведущего к соматическим расстройствам.
Для нивелирования этих рисков необходим комплексный, системный подход,
включающий в себя гигиеническое нормирование (строгое соблюдение и актуализация
СанПиНов, регламентирующих продолжительность экранного времени и организацию
рабочих мест), педагогический дизайн (внедрение в учебный процесс
здоровьесберегающих методик, включающих обязательные динамические паузы,
гимнастику для глаз, чередование цифровых и аналоговых форматов работы), образовательный
компонент (формирование цифровой культуры и грамотности в сфере здоровья у всех
участников образовательного процесса – обучающихся, родителей, педагогов).
Обучение принципам цифровой гигиены и эргономики должно стать такой же
неотъемлемой частью образования, как и обучение работе с информацией. Только
так можно обеспечить не только эффективное, но и безопасное для здоровья
развитие личности в условиях цифровой трансформации общества.
Литература
1. Милушкина О.Ю. Гигиеническое
воспитание обучающихся в части безопасного использования электронных устройств
в учебной и досуговой деятельности. – Архангельск: Изд-во Северного
государственного медицинского университета, 2021. – 102 с.
2.
Карникова О.П. Средства сохранения и укрепления здоровья студента вуза в
условиях цифровизации образования. – Самара: Издательство Самарского
университета, 2024. – 84 с.
|