| Образование в эпоху нейросетей: вызовы, возможности и новая парадигма |
|
| Автор: Тазетдинова Ю.А., Тазетдинов Б.И., Султанаева Я.А. |
| 14.11.2025 09:59 |
|
ОБРАЗОВАНИЕ
В ЭПОХУ НЕЙРОСЕТЕЙ: ВЫЗОВЫ, ВОЗМОЖНОСТИ И НОВАЯ ПАРАДИГМА Тазетдинова
Ю.А., к.ф.-м.н., доцент Тазетдинов
Б.И., к.ф.-м.н., доцент Султанаева
Я.А., студентка 1 курса БФ г. Бирск, Бирский филиал
Уфимского университета науки и технологий Аннотация. Стремительное проникновение технологий искусственного
интеллекта знаменует собой революцию в образовательной сфере. Данная работа
посвящена комплексному анализу трансформации образовательного процесса под
влиянием нейросетей. На основе актуальной статистики (например, 20%
преподавателей в России уже активно используют ИИ) в работе детально
рассматриваются ключевые направления применения технологий: от автоматизации
рутинных задач преподавателя (составление планов, проверка работ) и глубокой
персонализации обучения до развития профессиональных навыков с помощью
специализированных инструментов (GitHub Copilot, Kandinsky и др.). Особое
внимание уделяется рискам и этическим вызовам, включая угрозы академической
честности, потенциальное снижение уровня критического мышления у студентов и
ослабление социально-психологических связей в учебной среде. В заключении
предлагается стратегия сбалансированного внедрения ИИ, основанная на развитии
ИИ-грамотности и интеграции нейросетей как инструмента, расширяющего
возможности педагога, а не заменяющего его. Отмечается, что будущее образования
лежит в синергии человеческого интеллекта и технологий, где рутина делегируется
алгоритмам, а за человеком остаются творчество, критический анализ и живое
взаимодействие. Ключевые слова: искусственный интеллект в
образовании, нейросети, цифровая трансформация образования, ИИ-грамотность, этические
вызовы ИИ. Введение. Современное образование переживает настоящую революцию, вызванную стремительным развитием и внедрением искусственного интеллекта. Всего за несколько лет нейросети превратились из технологической экзотики в мощный инструмент, используемый преподавателями и студентами по всему миру. Согласно последним исследованиям, в России каждый пятый преподаватель (20%) уже активно использует нейросети в своей работе, еще 19% прибегают к их помощи время от времени, а 36% планируют внедрить их в ближайшем будущем. Эта статистика свидетельствует о необратимости изменений, происходящих в образовательной среде. В данной работе мы рассмотрим ключевые направления применения нейросетей в образовании, преимущества использования, потенциальные вызовы и ограничения. Нейросети – это математические модели, которые обрабатывают информацию, они способны обучаться на основе данных, выявляя закономерности и делая прогнозы. В контексте образования нейросети могут быть использованы для анализа учебного процесса, адаптации материалов под потребности студентов и автоматизации различных задач. 1. Автоматизация рутинных задач. Преподаватели тратят значительную часть рабочего времени на выполнение рутинных задач: планирование занятий, составление заданий и проверку работ. Исследования показывают, что на эти виды деятельности может уходить до 40% рабочего времени педагога. Нейросети способны кардинально изменить эту ситуацию, взяв на себя значительную часть административной нагрузки. Современные ИИ-инструменты, такие как GigaChat, ChatGPT и Яндекс.УчебникAI, позволяют за минуты генерировать полные планы уроков, создавать тестовые задания и контрольные работы, разрабатывать рабочие листы и критерии оценивания . Это не только экономит время преподавателя, но и повышает разнообразие учебных материалов, их адаптивность под конкретные учебные цели. 2. Персонализация обучения и поддержка студентов. Одним из наиболее значимых преимуществ нейросетей в образовании является возможность персонализации обучения. Традиционная модель "один размер для всех" постепенно уходит в прошлое, уступая место адаптивным образовательным траекториям. Нейросети могут анализировать индивидуальные особенности студентов, их темп обучения, пробелы в знаниях и предлагать персонализированные материалы и объяснения. Например, нейросети демонстрируют высокую эффективность в адаптации объяснений сложных концепций для студентов с разным уровнем подготовки. ИИ может упрощать или усложнять тексты, создавать дифференцированные задания и предлагать индивидуальные траектории обучения. Это особенно ценно в высшем образовании, где студенты часто приходят с различным базовым уровнем знаний. Виртуальные помощники и чат-боты на основе ИИ предоставляют студентам поддержку 24/7, мгновенно отвечая на вопросы и не имея эмоциональных барьеров, которые иногда возникают при общении с живым преподавателем. Такие инструменты уже массово внедряются в образовательных учреждениях по всему миру, включая ОАЭ, а платформы вроде Coursera, Khan Academy и Skyeng активно интегрируют их в свои курсы. 3. Оптимизация учебного процесса. Современные
студенты используют нейросети для решения широкого спектра академических задач.
В отличие от преподавателей, для которых ИИ – в первую очередь инструмент
экономии времени, для студентов это возможность глубже и эффективнее осваивать
сложный материал. Ключевые направления использования нейросетей студентами
включают: ·
Создание
учебных материалов: генерация первичных черновиков эссе,
рефератов и исследовательских работ с последующей доработкой; автоматическое
составление конспектов и резюме объемных научных статей и учебников. Сервисы
вроде "300" от "Яндекса" или ChatPDF специализируются на
обработке и сжатии информации. ·
Объяснение
сложных тем: когда учебники слишком сложны, а
преподаватель недоступен, ИИ может объяснить материал простым языком, подобрать
аналогии или разбить сложную концепцию на более понятные компоненты. ·
Подготовка
к экзаменам: нейросети могут создавать
персонализированные тесты для проверки знаний, анализировать типичные ошибки и
предлагать рекомендации по улучшению результатов. · Изучение языков: такие инструменты, как DeepL и Lingvist, помогают с переводами и расширением словарного запаса, адаптируя уроки под индивидуальный темп обучения. 4. Развитие профессиональных навыков с помощью ИИ. В области профессионального образования нейросети открывают уникальные возможности. Для будущих программистов такие инструменты, как GitHub Copilot и BlackBox, не только генерируют код по запросу, но и объясняют его работу, что делает их незаменимыми для студентов IT-специальностей. Эти системы поддерживают более 20 языков программирования, предоставляя автодополнение кода и подсказки по синтаксису, что значительно ускоряет процесс обучения. Для студентов творческих специальностей нейросети предлагают мощные инструменты для визуализации идей. Kandinsky, "Шедеврум" и другие генеративные изображения системы позволяют создавать иллюстрации любой сложности по текстовому запросу, что особенно полезно для презентаций и визуализации абстрактных концепций. Важно подчеркнуть, что эффективное использование таких инструментов требует базового понимания предметной области – иначе студент рискует стать зависимым от ИИ, не развивая собственные навыки. 5. Специализированные нейросети для различных дисциплин. В
точных науках нейросети демонстрируют впечатляющие результаты, выходящие за
рамки простого решения задач. Специализированные инструменты могут решать
уравнения, вычислять производные и интегралы, а также подробно объяснять
процесс решения. Наиболее эффективные
нейросети для технических дисциплин: ·
MathGPTPro:
специализируется на математических задачах, распознает задачи с камеры и
предоставляет пошаговые решения для различных уровней сложности. ·
Wolfram
Alpha: выполняет более 50 000 типов алгоритмов и уравнений,
обрабатывает математические выражения на естественном языке и предоставляет
детальные решения с графиками и визуализацией. ·
GigaChat:
российская нейросеть демонстрирует впечатляющие возможности в области
математики, особенно при работе с русскоязычным контентом. · 01Математика: анализирует прогресс каждого ученика и адаптирует уроки и задания под его уровень, что делает ее полезной как для школьников, так и для студентов младших курсов. В гуманитарных дисциплинах нейросети находят не менее широкое применение, хотя здесь их использование связано с определенными сложностями и требует более критического подхода. Языковые дисциплины: инструменты вроде
Twee (специализированный ИИ для учителей английского), Grammarly, DeepL и Elsa
Speak помогают в создании текстов, проверке грамматических и стилистических
ошибок, переводе и обучении произношению. Исторические и социальные науки:
нейросети могут анализировать большие объемы исторических документов, помогать
в выявлении закономерностей и даже моделировать исторические процессы для более
глубокого понимания причинно-следственных связей. Литература и философия: ИИ может использоваться для анализа текстов, выявления стилистических особенностей и даже генерации собственных текстов в определенном стиле, хотя это требует особенно внимательного критического осмысления. 6. Риски и этические вызовы использования нейросетей в образовании. Одним из наиболее очевидных рисков широкого распространения нейросетей в образовании является угроза академической честности. Способность ИИ генерировать качественные тексты, решать сложные задачи и создавать презентации провоцирует некоторых студентов на откровенный плагиат, когда работа выполняется нейросетью без осмысления и переработки студентом. Как отмечается в исследованиях, 71% педагогов отмечают, что использование ИИ студентами создало дополнительную нагрузку в виде необходимости проверять, является ли работа результатом собственных усилий студента. При этом системы распознавания AI-генерированных текстов пока далеки от совершенства: тот же AI Text Classifier от OpenAI верно определяет созданные нейросетью тексты лишь в 26% случаев. Еще более серьезной проблемой является потенциальное негативное влияние на развитие критического мышления и исследовательских навыков. 70% педагогов опасаются, что использование ИИ ослабляет эти навыки. Быстрое получение готовых ответов может подорвать способность студентов к самостоятельному анализу, синтезу и оценке информации. Следует также отметить, что активное использование нейросетей в образовательном процессе имеет и социально-психологическое измерение. Согласно исследованию Центра за демократию и технологии, 50% студентов согласны с тем, что использование ИИ делает их менее связанными с преподавателями . Также наблюдается снижение связей между однокурсниками – эту проблему отмечают 47% педагогов и 50% родителей. Особую озабоченность вызывает тенденция студентов использовать ИИ не только для академических целей, но и для получения советов по личным вопросам: 43% обращаются к нейросетям за советами по отношениям, 42% – за поддержкой психического здоровья. Эти взаимодействия часто происходят с использованием инструментов или программного обеспечения, предоставляемого школами, что ставит вопрос о качестве такой "помощи" и потенциальных рисках. 7. Стратегии эффективного внедрения нейросетей в образовательный процесс. Ключевым условием успешной интеграции нейросетей в высшее образование является развитие ИИ-грамотности как среди преподавателей, так и среди студентов. Однако в настоящее время наблюдается значительное отставание в этой области: менее половины преподавателей (48%) прошли какое-либо обучение или профессиональную подготовку по ИИ, предоставленную их учебными заведениями. При этом содержание обучения часто не охватывает основы: менее трети преподавателей сообщают, что их обучение включало руководство по эффективному использованию инструментов ИИ (29%), что такое ИИ и как он работает (25%), как контролировать и проверять системы ИИ (17%). Эффективная стратегия внедрения ИИ должна включать: ·
Систематическую подготовку
преподавателей, выходящую за рамки базового знакомства с технологией. ·
Разработку четких рекомендаций и
методологий использования нейросетей в учебном процессе. ·
Создание сообществ практиков для обмена
опытом и лучшими практиками. · Регулярное обновление учебных программ с учетом быстро развивающихся технологий. 8. Сбалансированный подход: интеграция, а не замещение. Наиболее перспективной моделью использования нейросетей в образовании представляется подход, при котором ИИ не заменяет традиционные образовательные практики, а дополняет их, создавая синергетический эффект. Нейросети должны рассматриваться как инструменты, расширяющие возможности преподавателя, а не как его замена. Как точно отмечают эксперты, современные нейросети "пока не заменяют, а дополняют преподавателей, предоставляя им более совершенные инструменты для выполнения своих профессиональных задач. Это своего рода симбиоз, где технологии берут на себя механическую работу, а человек остается носителем творческого и критического мышления". Заключение. Нейросети стали
неотъемлемой частью современного образовательного ландшафта, предлагая
беспрецедентные возможности для оптимизации учебного процесса, персонализации
обучения и развития новых навыков. Статистика показывает стремительный рост принятия
этих технологий как среди преподавателей, так и среди студентов: согласно
недавнему исследованию, 85% преподавателей и 86% студентов использовали ИИ в
2024-2025 учебном году. Однако потенциал нейросетей сопровождается
значительными рисками – от честности до ослабления межличностных связей в
образовательной среде. Успешное внедрение ИИ в высшее образование требует
сбалансированного подхода, сочетающего технологические инновации с сохранением
фундаментальных образовательных ценностей. Будущее образования видится не в
противопоставлении "традиционного" и "цифрового", а в их
разумной интеграции, где нейросети берут на себя рутинные операции, освобождая
время и интеллектуальные ресурсы преподавателей и студентов для творчества,
критического осмысления и глубокого межличностного взаимодействия – того, что
составляет суть подлинного образования. Литература 1. Фрумин И.Д., Добрякова М.С. Универсальные компетентности и
новая грамотность: от лозунгов к реальности. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики,
2020. – 472
c. 2. Официальный сайт Яндекс.Учебник с ИИ. – URL: https://education.yandex.ru/ai
(дата обращения: 05.11.2025). |