| Совершенствование цифровых технологий, применяемых органами записи гражданского состояния |
|
|
|
| Автор: Варзакова М.Ф., Гавриленко И.Г. |
| 17.11.2025 10:50 |
|
Совершенствование цифровых технологий, применяемых
органами записи гражданского состояния Варзакова
М.Ф.магистрант государственной
службы и управления при Главе Республики Башкортостан» (г.Уфа) Гавриленко
И.Г.
к.э.н., доцент ГБОУ ВО
«Башкирская академия государственной
службы и управления при Главе Республики Башкортостан» (г.Уфа) Аннотация.
В работе рассматривается развитие и текущее состояние Единого государственного
реестра записей актов гражданского состояния (ЕГР ЗАГС), функционирующего в
России с 2018 года. Описаны ключевые достижения цифровизации, включая оцифровку
исторических записей и внедрение экстерриториального принципа оказания услуг, а
также выявленные проблемы, влияющие на качество и скорость работы органов ЗАГС.
Особое внимание уделено системным сбоям, недостаткам программного обеспечения и
межведомственным барьерам. На основе анализа предложены меры по
совершенствованию цифровых технологий, направленные на повышение эффективности
и доступности государственных услуг. Ключевые
слова: ЕГР ЗАГС; цифровизация; акты гражданского состояния;
экстерриториальный принцип; ФГИС; качество данных; государственные услуги;
межведомственное взаимодействие. 1 октября 2018 г. в Российской Федерации был запущен новый информационный ресурс - Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния (ЕГР ЗАГС) [1]. Этому предшествовала разработка программного обеспечения, создание облачного хранилища данных и оцифровка 540 млн. записей об актах гражданского состояния, которые до этого хранились в бумажном виде, а с 30 декабря 2021 года вступили в силу изменения в Федеральный закон № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», согласно которым введен в действие экстерриториальный принцип оказания услуг органами ЗАГС [2].Все записи актов после 1 октября 2018 составляются сразу в электронном виде во ФГИС «ЕГР ЗАГС» и после подписания электронной подписью сотрудника органа ЗАГС включаются в Реестр автоматически. Для наполнения ЕГР ЗАГС историческими сведениями органами ЗАГС осуществлена работа по переводу в электронный вид всех записей актов с 1926 года, находящихся у них на хранении в бумажном виде (конвертация). Сведения о конвертированных записях переданы в ЕГР ЗАГС в полном объеме к концу 2020 года [2]. В настоящий момент ЕГР ЗАГС содержит полный объем сведений о записях актов, зарегистрированных органами ЗАГС с января 1926 года (это более 520 млн. записей), и пополняется новыми записями каждый день. Органами ЗАГС на регулярной основе проводятся мероприятия по проверке и повышению качества данных, содержащихся в ЕГР ЗАГС, и исправлению ошибок, допущенных при конвертации. Внесение исправлений в сведения ЕГР ЗАГС — это исключительная компетенция органов ЗАГС. Экстерриториальный принцип предполагает удобство получения государственных услуг в органах ЗАГС на территории Российской Федерации и дает право заявителю обратиться за оказанием услуг в любой орган ЗАГС по своему выбору. Несмотря на удобство данной системы и несмотря на то, что появление ЕГР «ЗАГС» значительно упростило получение гражданами государственных услуг, входящих в компетенцию органов ЗАГС, ФГИС «ЕГР ЗАГС» относительно новая система, и поэтому ведутся постоянные работы по обновлению программы для устранения выявленных в ходе работы ошибок и сокращения времени обслуживания граждан. Самыми часто
встречающимися проблемами, из-за которых затрудняется качество и скорость предоставления
государственных услуг: - непрерывное
обновление системы, ремонтные работы на контуре в течение рабочего дня; - постоянно меняющийся
алгоритм действий, требующий дополнительных навыков у сотрудников ЗАГС; - системные ошибки ПО, сопутствующие
обновлениям, требующие обходных решений, достигаемых путем письменных обращений
в СТП (служба технической поддержки); - возможность внести
ошибочные данные в запись акта гражданского состояния (система пропускает
ошибки); - обращения на горячую
линию СТП занимают много времени, порой не один день, что продляет рабочий день
на неопределенное время; - заявки, направленные на
СТП, исполняются долго, часто после сообщения об устранении ошибки, по факту
ошибки остаются, и сотрудники вынуждены самостоятельно искать альтернативные
способы их устранения путем общения в рабочих группах в соцсетях, например:при
распечатывании гербовых свидетельств приходится долго, методом подбора
настраивать текст свидетельства и переводить на национальный язык, что занимает
очень много времени. Разработчики все время отодвигают назад автоматический
перевод программой на национальные языки субъектов; - отсутствие у иных органов государственной власти доступа к ФГИС ЕГР «ЗАГС» провоцирует излишнее межведомственное взаимодействие (передача сведений по запросам, получение гражданами архивных справок и т.п.). Современные тенденции в государственном управлении направлены на оптимизацию процессов и внедрение цифровых технологий для повышения качества и доступности государственных услуг. Развитие цифровых технологий в органах ЗАГС может значительно улучшить качество и доступность услуг для граждан, а также повысить эффективность работы сотрудников. На основе выявленных
проблем считаем необходимым следующие мероприятия для совершенствования
цифровых технологий, применяемых органами ЗАГС: - считаем, что
необходимо проводить тестирования обновлений ПО ФГИС ЕГР «ЗАГС» более тщательно
перед установкой. Проводить мероприятия по тестирования ПО в выходные нерабочие
дни и оповещать по каналам связи сотрудников о возможных работах на контуре в
рабочее время; - уже сейчас есть
возможность подачи заявлений через интернет, что существенно облегчает процесс
оформления актов гражданского состояния. Граждане могут подавать заявления
онлайн, загружать необходимые документы и отслеживать статус рассмотрения
заявки. Тем не менее, окончательный этап в получении услуги остается за
посещением органа ЗАГС. Предполагаем, что отказ от гербовых бумажных
свидетельств и отказ от необходимости получения физических справок об актах
гражданского состояния в органах ЗАГС помогут оптимизировать процесс оказания
государственных услуг в органах. Такие свидетельства и справки могли бы
храниться в разделе документов на портале «Госуслуг»; - считаем необходимым
предоставить доступ к ЕГР «ЗАГС» другим органам государственной власти для
оптимизации работы сотрудников как органов ЗАГС, так и сотрудников других
органов государственной власти. Литература 1. Об
актах гражданского состояния : Федеральный закон от 15.11.1997 № 143-ФЗ (в ред.
от 30.12.2021) // КонсультантПлюс : справочно-правовая система. 2. Реестр
ЗАГС : информационно-аналитический портал [Электронный ресурс]. — Режим
доступа: https://zags.nalog.gov.ru (дата обращения: 03.12.2024). |


