| Налог «на роскошь» в России: аргументы «за» и «против» в современном экономическом контексте |
|
|
|
| Автор: Переходцева И.А., Быкова Н.А., Ивашечкина Л.Г. |
| 19.11.2025 16:08 |
|
НАЛОГ
«НА РОСКОШЬ» В РОССИИ: АРГУМЕНТЫ «ЗА» И «ПРОТИВ» В СОВРЕМЕННОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ
КОНТЕКСТЕ Переходцева
И. А.,студентка
4 курса Нижегородского института управления – филиала РАНХиГС Быкова
Н. А.,студентка
4 курса Нижегородского института управления – филиала РАНХиГС
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Ивашечкина
Л. Г.,старший
преподаватель кафедры бухгалтерского учета Национального исследовательского
Нижегородского государственного университета им. Н.И.Лобачевского; Нижний
Новгород Старший
преподаватель кафедры финансов и правового регулирования финансового рынка Нижегородского
института управления- филиала РАНХиГС; Нижний Новгород
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Аннотация. Ценность и важность налогов в эффективном функционировании страны
со временем только приобрела больший оборот. Налоги являются главным источником
доходов страны, поэтому совершенствование её налоговой системы является
актуальным вопросом. В статье был проведен анализ о целесообразности и
эффективности введения «налога на роскошь» в Российской Федерации. Данный
вопрос был рассмотрен с разных аспектов жизни общества, экономический,
политический, социальный. Ключевые
слова: налог на роскошь; налоговая система; предметы
роскоши; налогообложение сверх потребления, ставки. Налоги имеют огромное значение для эффективного функционирования и развития любого государства, их история начинается еще с времён Древнего Египта, когда они представляли из себя плату за пользование определёнными пахотными территориями. В нашей стране налоги берут своё начало примерно в IX веке и взималась в виде дани – в денежной или товарной форме. Единицами обложения служили: «дым» (определяемый по количеству печей в хозяйстве), «рало» или «плуг» (мера пашни). За весь период существования нашей страны вводилось большое количество разнообразных налогов, все они имели вес в зависимости от экономической, социальной и политической ситуации в стране. Например, в 1941 году был введен налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР. Данная мера должна была способствовать повышению рождаемости и компенсации расходов страны на социальную поддержку семей с детьми. На сегодняшний день перечень федеральных, региональных и местных налогов можно увидеть в 13, 14, 15 статьях второй главы Налогового Кодекса РФ соответственно. В связи с высоким уровнем расслоением и неравенства общества по уровню доходов, стране было необходимо выработать методы регулирования борьбы с неравным социально-экономическим положением граждан. Одним из предложенных методов стал «налог на роскошь». Перед властью сразу же возник вопрос о том, как правильно и эффективно внедрить в общество данную меру. Если прибегнуть к опыту других стран по введению данного вида налога, то ярким положительным примером для нас может служить Испания, в этой стране налог на роскошь действует с 2011 года, он основан на том, что физические лица, у которых стоимость имущества превышает закрепленного органами власти порога, должны выплачивать определённую сумму денег. Ставки прогрессивные и варьируются от 0,2% до 2,5% в зависимости от региона. Такая мера способствовала развитию механизма обеспечения социальной справедливости. Впервые о налоге на роскошь заговорили в России в 2012 году, по данному вопросу были большие дискуссии между социальными классами, в ходе которых «элита» общества выступала против, а средний класс поддерживал данное предложение. В Налоговом Кодексе РФ нет отдельного вида налога на роскошь, лишь в 2017 году в нём были сделаны поправки Федеральным Законом № 214, в котором прописали повышающие коэффициенты к транспортному налогу, они были названы в прессе «налогом на роскошь». Элементы налогообложения роскоши нашли отражение в применении не только повышающего коэффициента по транспортному налогу, но и в установлении более высокой налоговой ставки на отдельные объекты недвижимости по налогу на имущество физических лиц. Некоторые преобразования налогообложения произошли в 2025 году, например, налог на недвижимость, относимую к категории роскоши, применяемый к объектам, стоимость которых превышает 300 млн. рублей. Владельцы дорогостоящей недвижимости обязаны платить за год 2,5% от кадастровой стоимости, а не 2% как было ранее. Что касается земельных участков стоимостью выше 300 млн рублей, то для них был установлен налог в размере 1,5%. В 2022 году были пересмотрены элементы«налога на роскошь» за автомобиль,ранее порог, с которого применяется коэффициент, начинался с 3 миллионов рублей, теперь им облагаются автомобили, цена которых начинается от 10 миллионов рублей, коэффициент равен 3. Ежегодно минпромторг РФ обновляет список моделей машин, попадающих под данный налог, например, с 2025 года в перечень попали такие машины, как LandRover, Mercedes-Benz, Porsche, Lamborghini и другие. Вопрос о расширения перечня предметов, входящих в налогообложение сверхпотребления, остается актуальным, на данную тематику идут острые научные и политические дебаты. Для
того, чтобы определить рациональность введения полноценного «налога на роскошь»
в нашей стране, необходимо разобрать аргументы «за» и «против». Доводы
«за» внедрение в налоговую систему «налога на роскошь»: Во-первых, это достижение в стране социальной справедливости и снижение неравенства между классами общества. «В 2025 году был проведён отчет UBSGlobalWealthReport, в котором Россия заняла первое место в мировом рейтинге по имущественному неравенству, индекс Джини составил 0,82, а это максимальный уровень неравенства по всем странам мира» [2]. Социальное расслоение население может вызвать огромное количество проблем во всех сферах жизнедеятельности: экономической, политической, социальной, культурной и других. «Если рассматривать политическую сферу, то неравенство может привести к общей нестабильности в стране. В ситуации, когда люди понимают, что власть не реагирует на их жалобы, они чаще прибегают к насильственным методам воздействия. В условиях неравенства обостряются проблемы в социальной сфере, например, происходит рост преступности» [4]. Именно поэтому можно считать внедрение налога на роскошь эффективным решением для достижения некого баланса между классами населения нашей страны. Налог на роскошь в данной ситуации можно рассматривать как механизм перераспределения национального дохода и снижения социальной напряженности. Во-вторых, налог на роскошь позволит достичь фискальной эффективности и пополнение бюджета страны. Такой налог можно рассматривать как потенциальный источник дополнительных доходов государства. Обращаясь к опыту других стран можно выделить Китай, для него налог на роскошь стал значительной статьёй дохода в бюджет страны, например, благодаря нему бюджет страны в 2010 году пополнился на 188 миллионов долларов. Поступления от налога могут быть направлены на финансирование наиболее значимых для страны отраслей, например, на финансирование социальных программ, здравоохранения, образования, развитие инфраструктуры. «По данным Федеральной налоговой службы РФ, в период с январь по май 2024 года в государственный бюджет поступили денежные средства в размере 57 миллиардов рублей от граждан, обладающих годовым доходом более 5 миллионов рублей» [6]. Сегодня наша страна участвует в СВО, большая часть бюджета страны уходит на военные нужды, поэтому дополнительные доходы от представленного налога будут полезны и актуальны для государства. В-третьих, введение налога на импортные товары роскоши позволяет развивать экономику страны, создавая конкурентное преимущество отечественным производителям. Благодаря тому, что налогом облагаются многие иностранные марки автомобилей стоимостью выше 10 миллионов рублей, граждане чаще выбирают менее дорогие модели авто российского изготовления, тем самым, повышая внутреннее производство страны. В-четвёртых, введение налога будет способствовать борьбе с теневыми доходами фирм, так как установление налога требует усиленного контроля и мониторинга за дорогостоящими активами, а это в свою очередь косвенно способствует декларированию реальных доходов предпринимателей и выходу части экономики из тени. Предпринимателям, скрывающие свои реальные доходы и стоимость покупаемых ими вещей, будет сложнее укрывать от государства данную информацию. Далее
важно разобрать контраргументы и потенциальные риски введения налога на
роскошь: Одна из основных проблем – определение объекта
налогообложения. Кроме очевидных категорий, таких как дорогостоящие
недвижимость и транспорт, есть и другие активы, например, произведения
искусства, какие-либо ценные коллекции и другое.Возникают сложности с точным
определением уникальности предмета роскоши, непонятно как объективно оценить
уникальную картину или редкую ретро машину. Рыночная цена формируется в момент
заключения сделки, а ежегодная переоценка потребует создания отдельного
комитета экспертов-оценщиков. Кроме того, создание реестров дорогостоящего
имущества, работа оценщиков, проверка деклараций и различные судебные
разбирательства с налогоплательщиками потребуют огромных финансовых затрат,
поэтому есть вероятность, что расходы на реализацию налога могут превысить
доходы от его сбора. Еще одним препятствием по внедрению данного налога можно считать риск отката капитала из государства. В случае, если состоятельные граждане и российские компании нашей страны сочтут, что в результате введения налога на роскошь, налоговый режим изменился в непосильную для них ношу,может привести к уменьшению инвестиций и безработицы. Также если богатые граждане столкнуться с проблемой обременительного налогообложения на предметы роскоши, их потребление может значительно снизиться, а это, в свою очередь, повлечет к разорению многим компаний и фирм, производивших дорогие и эксклюзивные предметы, что также может привести к безработице в некоторых отраслях. Можно будет также столкнуться с проблемой оттока иностранных инвестиций в российский рынок,так как инвесторы обнаружат, что введение нового налога негативно сказывается на их доходы. По итогу можно сказать, что введение налога существенно отразиться на «средний класс». О проблеме «двойного налогообложения» было упомянуто Правительственной комиссией по законодательной деятельности РФ в 2022 году. «Партией «Справедливая Россия» было предложено введение налога на роскошь на определенный перечень предметов: дорогостоящая недвижимость, земельные участки, яхты, частные самолёты и другое. В своем ответе комиссия дала отрицательный ответ, ссылаясь на то, что данные предметы уже облагаются налогом и если ввести дополнительный налог, то это приведёт к еще большему обременению граждан страны» [7]. Проанализировав
приведённые доводы, можно сделать вывод, что внедрение «налога на роскошь"
на данный момент может привести к многочисленным проблемам, одна из них – отток
капитала из страны, это препятствие может в значительной степени повлиять на
все сферы жизнедеятельности общества, в первую очередь на экономику страны.
Важно детально составить план по внедрению налога, так как в настоящее время уже
сложилась определённая налоговая система в России, серьезно изменив ее, можно
столкнуться с критикой и негодованием со стороны населения. Кроме того,
необходимо чётко определить перечень предметов, которые будут облагаться
налогом и сформировать контрольные органы. Возможно, в ближайшем будущем власть
вернётся к вопросу внедрения налогообложения на сверхпотребление, так как
проблема социального неравенства остается для нашей страны всё еще актуальной.
Нужно помнить, что главная цель данного налога – это не пополнение бюджета
страны, а уменьшение социальной несправедливости. Литература 1.
Арсланбекова Аминат Зайдуллаевна,
Кулиева Мадина Казумовна Проблемы введения налога на роскошь в Российской
Федерации // Юридический вестник Дагестанского государственного университета.
2024. №3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-vvedeniya-naloga-na-roskosh-v-rossiyskoy-federatsii
(дата обращения: 27.10.2025). 2. Доклад
о мировом благосостоянии 2025 // UBS Глобальное управление капиталом URL:
https://www.ubs.com/global/en/wealthmanagement/insights/global-wealth-report.html
(дата обращения: 27.10.2025). 3.
Малис Нина Ильинична Налог на роскошь:
популизм или стремление увеличить доходы страны? // Финансовый журнал. 2011.
№1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/nalog-na-roskosh-populizm-ili-stremlenie-uvelichit-dohody-strany
(дата обращения: 29.10.2025). 4. Налоги
и налогообложение : учебник и практикум для вузов / под редакцией
Е. А. Кировой. — 8-е изд., перераб. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2025. — 466 с. — (Высшее
образование). — ISBN 978-5-534-21423-9. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт].с. 155 — URL: https://urait.ru/bcode/571336/p.155
(дата обращения: 29.10.2025). 5.
Налогообложение физических лиц :
учебник для вузов / под редакцией Л. И. Гончаренко. — 2-е
изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. —
322 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15471-9. —
Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].с. 26 — URL:
https://urait.ru/bcode/561166/p.26 (дата обращения: 28.10.2025). 6. С
начала года по май в бюджет поступило 57 млрд рублей от налога на богатых //
Парламентская газета URL: https://www.pnp.ru/economics/s-nachala-goda-po-may-v-byudzhet-postupilo-57-mln-rubley-ot-naloga-na-bogatykh.html?ysclid=mhbnnqj76f400683360
(дата обращения: 27.10.2025). 7. Справедливая
Россия – за правду предлагает повысить налоги для владельцев яхт, вертолётов и
дорогой недвижимости // Социалистическая политическая партия Справедливая
Россия URL: https://spravedlivo.ru/12343010?ysclid=mhbn9mm4w3157140743 (дата
обращения: 27.10.2025). |


