Формирование человеческого капитала муниципальных образований Печать
Автор: Апекова Э.Р., Иванов С.Е., Стовба Е.В.   
22.11.2025 20:39

ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

 

Апекова Э.Р., студентка,

Бирский филиал УУНиТ, г. Бирск, Россия

Иванов С.Е., старший преподаватель,

ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ, г. Уфа, Россия

Стовба Е.В., д.э.н., профессор,

Бирский филиал УУНиТ, г. Бирск, Россия

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования человеческого капитала как ключевого фактора развития муниципальных образований. Рассматриваются основные структурные компоненты человеческого капитала на местном уровне и определяются ключевые направления деятельности органов местного самоуправления по его наращиванию. Особое внимание уделяется практическим аспектам создания благоприятной среды для реализации потенциала населения через развитие образования, здравоохранения, экономики и социальной сферы.

Ключевые слова: человеческий капитал, муниципальное образование, органы местного самоуправления, качество жизни, муниципальная политика.

 

В современном мире, где ключевую роль в экономике играют знания и инновации, качество человеческого капитала становится важнейшим конкурентным преимуществом территорий. Именно человеческий капитал, определяющий уровень жизни и возможность самореализации граждан, является основой успешного развития [5].


Муниципальные образования, такие как городской округ или поселение, представляют собой базовый уровень взаимодействия между людьми и властями, где формируются условия для жизни и работы местных жителей. Таким образом, развитие человеческого капитала на этом уровне является одной из главных задач для обеспечения устойчивого роста городов и районов [1].


Человеческий капитал (ЧК) включает в себя знания, навыки, здоровье и мотивацию граждан, что позволяет реализовывать как индивидуальные, так и общественные цели. На уровне муниципалитета он формируется из нескольких важных компонентов. Образовательный капитал отражает уровень образования в регионе, включая доступность детских садов, качество школ и вузов, а также соответствие образования запросам местного рынка труда [3].


Здоровье населения включает как физическое, так и психическое здоровье жителей, доступ к медицинским услугам, развитие спортивной инфраструктуры и активную пропаганду здорового образа жизни. Профессионально-квалификационный капитал подразумевает соответствие квалификаций рабочей силы потребностям местной экономики, наличие высококлассных специалистов в важных для развития региона сферах.


Культурный и социальный капитал оценивает уровень гражданской активности, доверие между жителями и к местной власти, развитие общественных институтов и культурной среды. Инновационный и предпринимательский потенциал отражает способность населения генерировать новые идеи и создавать бизнес, внедрять новые технологии и адаптироваться к экономическим изменениям [7].


Хотя органы местного самоуправления не могут напрямую создать человеческий капитал, их влияние на создание благоприятной среды для его формирования и реализации является неоценимым [6]. Основные направления их деятельности включают:

1. Развитие сферы образования: обеспечение доступности дошкольного образования, чтобы молодые родители могли быстрее вернуться на работу; модернизация школьной инфраструктуры и разработка программ по стимулированию педагогов и дополнительного образования; создание взаимодействия между учреждениями среднего профессионального образования и местными ВУЗами для подготовки востребованных специалистов.

2. Формирование здоровой среды: развитие спортивной инфраструктуры, создание комфортных условий для занятий спортом и активного отдыха; пропаганда здорового образа жизни через организации массовых мероприятий и просветительских программ; благоустройство общественных пространств и борьба с экологическими проблемами, что непосредственно воздействует на здоровье граждан.


Одним из важных направлений работы органов местного самоуправления является поддержка экономической активности и развитие рынка труда на местном уровне [9]. Для этого следует сосредоточиться на нескольких ключевых аспектах.


Развитие малого и среднего предпринимательства занимает центральное место в экономике муниципалитетов. Для поддержки этого сектора можно создать бизнес-инкубаторы, предоставляющие консультационные услуги и имущественную помощь. Упрощение административных процедур также улучшит условия ведения бизнеса и стимулирует предпринимательскую активность.


Повышение квалификации и переобучение рабочей силы - важный аспект, требующий внимания. Совместно с центрами занятости и образовательными учреждениями можно организовывать курсы для безработных и работников, чьи профессии теряют актуальность. Это поможет адаптировать людей к требованиям рынка труда и повысить конкурентоспособность рабочей силы.


Кроме того, необходимо создание современных рабочих мест через привлечение инвестиций и развитие инновационных кластеров, что создаст спрос на высококвалифицированный труд и обеспечит местное население возможностями для самореализации.


Другим важным направлением является укрепление социального и культурного капитала. Поддержка гражданских инициатив создает возможности для вовлечения населения в управление и развитие территории. Развитие механизмов общественного участия, таких как территориальные общественные самоуправления, публичные слушания и инициативное бюджетирование, способствует активному вовлечению жителей в жизнь города.


Также важно развивать культуру и досуг. Поддержка библиотек, музеев, театров и организация фестивалей формируют чувство общности и культурную идентичность, обогащая культурную жизнь региона. Создание безопасной среды становится базовой потребностью для граждан, так как общественная безопасность влияет на готовность людей инвестировать в свое развитие и улучшение жизни на данной территории.


Для повышения миграционной привлекательности необходимо формировать позитивный имидж муниципалитета как комфортного места для жизни, работы и туризма. Эффективное продвижение через СМИ, цифровые платформы и проведение мероприятий могут помочь в этом. Создание комфортной жилищной среды, включая программы жилищного строительства для молодых семей и специалистов, создаст условия для привлечения новых жителей и удержания существующих.


Развитие цифровой инфраструктуры, включая высокоскоростной интернет, является критически важным для поддержки удаленной работы и цифровой экономики [8]. Однако муниципалитетам следует учитывать ряд вызовов, среди которых «утечка мозгов» - отток активной и образованной молодежи в крупные города, что негативно сказывается на местной экономике и качестве человеческого капитала.


Демографические проблемы, такие как старение населения и депопуляция, требуют внимания органов местного самоуправления, так как могут привести к нехватке рабочей силы и увеличению социальной нагрузки. Ограниченность бюджетов часто мешает реализации масштабных проектов, а дисбаланс на рынке труда - несоответствие между вакансиями и квалификацией соискателей препятствует развитию местной экономики [2; 4]. Низкая гражданская активность и апатия населения также могут негативно влиять на необходимые изменения для улучшения качества жизни.


Формирование человеческого капитала в муниципалитетах представляет  сложный и системный процесс, требующий долгосрочного стратегического планирования и совместных усилий власти, бизнеса, образовательных учреждений и гражданского общества. Инвестиции в образование, здоровье, комфортную среду и возможности для самореализации граждан являются наиболее эффективными вложениями в будущее региона. Муниципалитет, создающий экосистему для роста человеческого капитала, получает дивиденды в виде экономического роста, социальной стабильности, инноваций и высокого качества жизни, что является надежным путем от выживания к процветанию в условиях глобальной конкуренции.

 

Литература

1. Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход // Избранные труды по экономической теории: пер. с англ. / Сост., науч. ред. послесл. Р.И. Капелюшников; предисл. М.И. Левина. М.: ГУ ВШЭ, 2003. С. 145-672.

2. Низамов С.С. Понятие и сущность экономической безопасности хозяйствующего субъекта // Евразийское пространство: экономика, право, общество. 2025. № 2. С. 28-30.

3. Пронина С.Н., Стовба А.В., Лой Л.С. Образование как базовая сфера формирования и развития человеческого капитала на муниципальном уровне // Актуальные проблемы и тенденции развития современной экономики и информатики: Материалы Международной научно-практической конференции. Бирск: Бирский филиал УУНиТ, 2023. С. 267-271.

4. Рахматуллин М.А., Низамов С.С. Особенности мирового экономического кризиса в условиях глобальной экономики: учебное пособие / Уфа: Издательство Уфимского ЮИ МВД России, 2023. 48 с.

5. Стовба А.В., Соколов В.М. Проблемы инновационного развития российского общества // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-1. С. 731.

6. Стовба А.В. Социально-философский смысл категории инновации // В мире научных открытий. 2012. № 7 (31). С. 153-163.

7. Стовба А.В. Соотношение и взаимодействие традиций и инноваций в общественном развитии // В мире научных открытий. 2011. № 4 (16). С. 229-233.

9. Шарапова Н.В., Шарапова В.М., Шарапов Ю.В. Влияние развития сельских территорий на уровень жизни населения // Фундаментальные исследования. 2024. № 7. С. 101-107.