| Цифровая трансформация государственного и муниципального управления |
|
|
|
| Автор: Иликбаев Д.А., Стовба Е.В. | ||||||||||
| 22.11.2025 21:32 | ||||||||||
|
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Иликбаев
Д.А., студент, Стовба Е.В.,
д.э.н., профессор, Бирский
филиал УУНиТ, г. Бирск, Россия Аннотация. В статье актуализируется
необходимость цифровизации государственного и муниципального регулирования
экономики. Выделены правовые,
управленческие и технологические барьеры, препятствующие развитию цифровой
трансформации государственного и
муниципального управления. Показано, что наиболее перспективными
направлениями совершенствования процессов цифровизации является создание
отраслевых цифровых платформ, масштабная подготовка кадров для цифровой
экономики и политика импортозамещения в сфере программного обеспечения. Ключевые слова: цифровизация,
муниципальное управление, цифровая экономика, цифровая трансформация,
государственные услуги. Цифровая трансформация государственного и муниципального управления является одним из ключевых приоритетов развития современной экономики [1; 6]. В Российской Федерации этот процесс реализуется в рамках национального проекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства», который направлен на комплексное преобразование государственного управления, экономики и социальной сферы за счет внедрения цифровых технологий. Актуальность исследования обусловлена значительными рисками и барьерами, сопровождающими процессы цифровизации, а также необходимостью выработки практических механизмов повышения их эффективности. Национальный проект «Экономика данных и цифровая трансформация государства» представляет собой комплексную программу модернизации системы государственного управления через внедрение цифровых технологий. Ключевой целью проекта является «цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы» [3]. Достижение этой цели измеряется конкретными показателями, среди которых доля массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронной форме (99% к 2030 году), и достижение «цифровой зрелости» государственного управления и ключевых отраслей социальной сферы (46,7%). В структуре
национального проекта выделяются несколько ключевых федеральных проектов: ·
Цифровое
государственное управление - создание единой цифровой
платформы публичной власти и переход к проактивному предоставлению услуг. ·
Отечественные
решения -
достижение доли российского ПО в деятельности государственных органов на уровне
95%. ·
Инфраструктура
кибербезопасности - обработка 98% трафика
российского сегмента интернета автоматизированной системой обеспечения безопасности. · Кадры для цифровой трансформации - подготовка квалифицированных специалистов в сфере ИТ и искусственного интеллекта. Особое практическое значение имеет внедрение проактивного режима предоставления государственных услуг, когда услуга предоставляется без предварительного запроса гражданина на основе имеющихся у государственных органов данных. К 2030 году планируется обеспечить предоставление в проактивном режиме 100 массовых социально значимых услуг. Процесс цифровой
трансформации сталкивается с многочисленными барьерами, среди которых
значительную роль играют правовые ограничения. Исследование правовых барьеров
цифровизации указывает на наличие значительных препятствий нормативного
характера, препятствующих созданию конкурентоспособных цифровых инноваций. К
ним относятся: 1.
Несовершенство
нормативной базы - законодательство часто не
успевает за динамично развивающимися цифровыми технологиями, создавая правовые
пробелы и неопределенности. 2.
Избыточные
административные процедуры - бюрократические барьеры
замедляют внедрение инновационных решений в государственном управлении. 3. Недостаточная правовая культура - низкий уровень цифровой грамотности среди государственных служащих и населения. Правовые барьеры тесно связаны с управленческими вызовами, которые классифицируются как проблемы «культуры и работы», недостаточности ресурсов и навыков, а также отсутствия стратегического видения. В российском контексте это проявляется в сопротивлении организационным изменениям в государственном аппарате, недостаточной координации между различными ведомствами, а также нехватке квалифицированных кадров, способных реализовывать сложные ИТ-проекты [4; 5]. Для улучшения процессов
цифровизации государственного и муниципального регулирования необходимо - внедрение сквозных цифровых платформ для
ключевых отраслей социальной сферы, обеспечивающих интеграцию данных и
процессов в различных государственных учреждениях. В национальном проекте уже
запланировано создание 6 отраслевых платформ в социальной сфере, что следует
признать перспективным направлением; - формирование системы подготовки кадров для
цифровой трансформации, включая обучение 250 тысяч студентов на ИТ-программах с
участием аккредитованных ИТ-компаний. Особое внимание следует уделить
подготовке специалистов по искусственному интеллекту - 10,2 тысячи выпускников
к 2030 году; - стимулирование развития отечественных решений в сфере программного обеспечения с целевым показателем 80% для организаций ключевых отраслей экономики и 95% для государственных органов, что снизит технологическую зависимость от иностранных решений [3]. Целевые показатели цифровизации к Таблица
1. Целевые показатели цифровизации к 2030 году
Процесс цифровой
трансформации государственного управления сопряжен со значительными рисками,
которые необходимо учитывать при реализации национального проекта. К основным
рискам относятся: 1.
Кибербезопасность
и защита данных - риск утечек персональных данных
и кибератак на критическую информационную инфраструктуру [7; 8]. Для его
минимизации в национальном проекте предусмотрено создание «информационной
системы противодействия утечкам персональных данных путем выявления и
блокировки фишинговых сайтов» и ежегодный аудит безопасности 43 ключевых
государственных информационных систем. 2.
Цифровое
неравенство - риск увеличения разрыва между регионами и
социальными группами по уровню доступа к цифровым технологиям [9]. Преодолению
этого риска способствует развитие инфраструктуры широкополосного доступа в
интернет. 3.
Сопротивление
изменениям в государственном аппарате - консерватизм
госслужащих к трансформации управленческих процессов. Цифровая трансформация
нуждается как в технологиях, так и в людях, поэтому ключевое значение имеет
работа с организационной культурой и переподготовка кадров. 4. Технологическая зависимость, а именно риск сохранения зависимости от иностранных технологий и решений. Для его минимизации реализуется политика импортозамещения с целевыми показателями по внедрению отечественного ПО [2]. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о комплексном характере цифровизации государственного и муниципального регулирования экономики. Национальный проект «Экономика данных и цифровая трансформация государства» создает системные предпосылки для трансформации системы публичного управления, однако его реализация сталкивается с существенными барьерами. Наиболее перспективными
направлениями совершенствования процессов цифровизации являются: развитие
экспериментальных правовых режимов, создание отраслевых цифровых платформ,
масштабная подготовка кадров для цифровой экономики и политика импортозамещения
в сфере программного обеспечения. Учет идентифицированных рисков и их системное
минимизация через механизмы кибербезопасности, развития инфраструктуры и
цифрового просвещения населения позволят обеспечить достижение целевых
показателей национального проекта и создание эффективной системы цифрового
государственного управления, отвечающей вызовам современной экономики. Литература 1. Атагуллина К.И.,
Стовба А.В. Цифровизация проектного менеджмента в государственном и муниципальном
управлении // Информационные и коммуникационные технологии в образовании и
науке: Материалы XII Международной научно-практической конференции. Бирск:
Бирский филиал УУНиТ, 2023. С. 14-16. 2. Бачурин Е.Ю., Стовба
А.В. К вопросу обеспечения экономической безопасности в условиях интенсивного
развития цифровой экономики // Совершенствование инженерно-технического
обеспечения производственных процессов и технологических систем: Материалы
национальной научно-практической конференции с международным участием. М.: ООО
"Издательство "Перо", 2024. С. 595-598. 3. Национальный проект «Экономика данных и цифровая
трансформация государства» [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/rugovclassifier/
923/about/ (дата обращения: 03.11.2025). 4. Низамов С.С. Понятие
и сущность экономической безопасности хозяйствующего субъекта // Евразийское
пространство: экономика, право, общество. 2025. № 2. С. 28-30. 5. Рахматуллин М.А.,
Низамов С.С. Особенности мирового экономического кризиса в условиях глобальной
экономики: учебное пособие / Уфа: Издательство Уфимского ЮИ МВД России, 2023.
48 с. 6. Стовба А.В., Соколов
В.М., Заярнюк А.Н. Цифровые инновации в системе государственного и
муниципального управления // Актуальные проблемы и тенденции развития
современной экономики и информатики: Материалы Международной
научно-практической конференции. Бирск: Бирский филиал УУНиТ, 2024. С. 208-211.
7. Стовба А.В., Швецов
М.С., Заярнюк А.Н. Инновации и вызовы цифровой трансформации экономики //
Информационные технологии в образовании и науке: Материалы Международной
научно-практической конференции. Бирск: Бирский филиал УУНиТ, 2025. С. 187-191.
8. Черданцев В.П.,
Подгородецких А.Р., Дейнеко С.И. Внедрение информационных технологий в
управление человеческим капиталом: предпринимательский и государственный
аспекты // Электронное сетевое издание «Международный правовой курьер». 2025. №
2. С. 124-127. 9. Шарапова Н.В., Зова
В.А. Организационно-методические особенности экономического анализа в условиях
информационных запросов цифровой экономики // Вестник Алтайской академии
экономики и права. 2023. № 6-1. С. 122-130. |


