| Цифровизация управленческих решений в системе муниципального менеджмента |
|
| Автор: Кучер Я.В., Заярнюк А.Н., Стовба Е.В. |
| 22.11.2025 21:34 |
|
ЦИФРОВИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В СИСТЕМЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА Кучер Я.В., студентка, Заярнюк А.Н., доцент, Стовба Е.В., д.э.н., профессор, Бирский филиал УУНиТ, г.
Бирск, Россия Аннотация. В статье показано, что цифровизация
управленческих решений представляет ключевое направление трансформации
муниципального менеджмента. Сущность цифровизации заключается в переходе к
модели управления, основанной на данных, с использованием технологий больших
данных, ГИС и искусственного интеллекта. Процесс цифровизации нацелен на
повышение эффективности, прозрачности и обоснованности решений органов местного
самоуправления. Сделан вывод, что несмотря на существующие вызовы, такие как
цифровое неравенство и киберриски, цифровизация является необходимым условием
для повышения качества предоставления публичных услуг. Ключевые слова: цифровизация, муниципальный
менеджмент, управленческие решения, Big Data, ГИС, электронное правительство. Цифровизация управленческих решений в системе муниципального менеджмента представляет собой важный этап в развитии местного самоуправления. Данный процесс основывается на преобразовании традиционных методов принятия решений и их реализации с использованием новейших цифровых технологий, данных и платформах. Главная цель цифровизации заключается в создании более эффективных, прозрачных и обоснованных управленческих процессов, что в конечном итоге ведет к улучшению качества жизни граждан [1; 7]. Первым ключевым аспектом цифровизации является использование данных и аналитики (Data-Driven Decision Making). Это означает, что решения принимаются не лишь на основе интуитивных ощущений или прошлых опытов, но опираются на четкий анализ больших данных (Big Data). В данную категорию входят различные источники информации, такие как социально-экономические данные, данные с видеокамер, датчиков ЖКХ и обратная связь от граждан через различные порталы и приложения. Например, анализ дорожного трафика предоставляет возможность оптимизировать маршруты общественного транспорта и улучшить организацию дорожного движения. Анализ обращений граждан, в свою очередь, может выявить системные проблемы в определенных районах, такие как частые прорывы водопровода. Следующим важным направлением цифровизации являются инструменты и технологии, такие как геоинформационные системы (ГИС). Данные системы позволяют проводить пространственный анализ, необходимый для размещения социальных объектов, управления земельными ресурсами и мониторинга градостроительной деятельности [9; 11]. Например, наличие интерактивной карты города, где слоями отображены сети водоснабжения, места аварий и планируемые стройки, дает администраторам возможность принимать более взвешенные и обоснованные решения о выделении земельных участков. Кроме того, системы Business Intelligence (BI) и цифровые панели управления (Dashboards) играют стратегическую роль в развитии цифровизации. Эти системы агрегируют ключевые показатели эффективности муниципалитета в режиме реального времени. Например, мэр или глава администрации может на одном экране видеть исполнение бюджета, количество обращений граждан и уровень заполненности свалок. Наличие такой информации позволяет оперативно реагировать на негативные тенденции и улучшать качество принимаемых решений [2]. Искусственный интеллект (ИИ) и машинное обучение также становятся неотъемлемой частью процесса цифровизации. Эти технологии помогают в прогнозировании спроса на муниципальные услуги, автоматизации рутинных процессов и анализе рисков. Одной из ключевых составляющих цифровизации является создание платформ для взаимодействия с гражданами [8]. Такие платформы, как "Госуслуги" и мобильные приложения, позволяют жителям участвовать в процессе принятия решений. К примеру, жители могут голосовать за благоустройство дворовой территории через приложение, что позволяет администрации принимать решения на основе этих цифровых голосований. Цифровизация включает в себя системы документооборота и управления процессами (ECM, BPM). Эти системы помогают оптимизировать внутренние процессы, такие как согласование документов и подготовка распоряжений, что в свою очередь снижает бюрократию и ускоряет процедуры [6]. Наконец, концепция «умного города» (Smart City) подчеркивает комплексное внедрение IoT-датчиков. Эти датчики могут управлять различными аспектами городской инфраструктуры, включая уличное освещение, отопление, сбор мусора и парковки. Например, датчики на мусорных контейнерах могут сообщать о заполнении, что позволяет оптимизировать маршруты и графики вывоза мусора, экономя ресурс и улучшая общую эффективность системы. Цифровизация управленческих решений в муниципальном менеджменте представляет собой мощный инструмент, способствующий значительному улучшению процессов управления. Одним из основных преимуществ этой трансформации является повышение эффективности и скорости работы [5; 10]. Автоматизация рутинных операций позволяет освободить время управленцев, чтобы они могли сосредоточиться на более стратегических задачах. В результате принимаемые решения становятся более обоснованными, так как основываются на данных и аналитике, а не на субъективных мнениях. Еще одним важным аспектом цифровизации является снижение коррупционных рисков. Внедрение цифровых систем минимизирует личные контакты и «человеческий фактор» в таких сферах, как выдача разрешений и распределение бюджетных средств [8]. Это позволяет укрепить доверие граждан к местным властям и повысить их удовлетворенность. Удобные онлайн-сервисы, быстрая реакция на проблемы и учет мнений жителей становятся неотъемлемой частью нового подхода к управлению. Тем не менее, процесс цифровизации сталкивается и с определенными проблемами и вызовами. Одним из главных рисков является цифровое неравенство. Не все граждане, особенно пожилые люди, имеют доступ к интернету или достаточные навыки для работы с цифровыми сервисами. Кроме того, нехватка современных, актуальных и качественных данных также представляет собой значительную проблему. Часто данные оказываются разрозненными, устаревшими или вовсе не оцифрованными, создавая «цифровой хаос». Кибербезопасность является еще одним важным аспектом, который нельзя игнорировать [2; 3]. Муниципальные системы становятся лакомой целью для хакеров, и утечка персональных данных или паралич работы жилищно-коммунального хозяйства представляют собой серьезные риски. Нехватка компетенций у сотрудников муниципалитетов также затрудняет внедрение цифровых решений - многие из них не обладают необходимыми навыками работы с данными и современными технологиями. Сопротивление изменениям со стороны бюрократического аппарата, который может противостоять новой прозрачности и современным процедурам, является дополнительным вызовом. Наконец, финансовые ограничения также сказываются на возможности внедрения технологий, так как значительные инвестиции часто отсутствуют в местных бюджетах [4]. Среди будущих трендов можно отметить создание «цифровых двойников» города, так называемых виртуальных копий физических объектов и процессов, которые позволяют моделировать последствия управленческих решений. Расширенное использование искусственного интеллекта для прогнозирования также обещает значительный прогресс, начиная от предсказания аварий в ЖКХ и заканчивая моделированием социальной напряженности. Развитие платформенных решений и сквозных цифровых процессов, при которых услуги оказываются автоматически без участия человека, также может значительно упростить взаимодействие граждан и властей. В заключение отметим, что
цифровизация управленческих решений - это не просто замена бумажных документов
электронными. Процесс цифровизации определяет коренное изменение философии
управления, переход к управлению, основанному на данных, ориентированному на
граждан и нацеленному на опережающее решение проблем. Несмотря на все
сложности, цифровизация представляет собой перспективное направление, от
которого, безусловно, зависит как конкурентоспособность муниципалитетов, так и
качество жизни граждан, проживающих в них. Литература 1.
Атагуллина К.И., Стовба А.В. Цифровизация проектного менеджмента в
государственном и муниципальном управлении // Информационные и коммуникационные
технологии в образовании и науке: Материалы XII Международной
научно-практической конференции. Бирск: Бирский филиал УУНиТ, 2023. С. 14-16. 2. Байнов
К.В., Шарапов Ю.В., Шарапова Н.В. Технология визуализации и мониторинга данных
с помощью сервисов бизнес-аналитики // Мягкие измерения и вычисления. 2025. Т.
93. № 8. С. 49-56. 3. Бачурин
Е.Ю., Стовба А.В. К вопросу обеспечения экономической безопасности в условиях
интенсивного развития цифровой экономики // Совершенствование
инженерно-технического обеспечения производственных процессов и технологических
систем: Материалы национальной научно-практической конференции с международным
участием. М.: ООО "Издательство "Перо", 2024. С. 595-598. 4.
Гусманов У.Г., Низомов С.С. Применение методов моделирования для повышения
эффективности сельскохозяйственного производства // Никоновские чтения. 2016. №
21. С. 290-292. 5.
Низамов С.С. Понятие и сущность экономической безопасности хозяйствующего
субъекта // Евразийское пространство: экономика, право, общество. 2025. № 2. С.
28-30. 6.
Рахматуллин М.А., Низамов С.С. Особенности мирового экономического кризиса в
условиях глобальной экономики: учебное пособие / Уфа: Издательство Уфимского ЮИ
МВД России, 2023. 48 с. 7.
Стовба А.В., Соколов В.М., Заярнюк А.Н. Цифровые инновации в системе государственного
и муниципального управления // Актуальные проблемы и тенденции развития
современной экономики и информатики: Материалы Международной
научно-практической конференции. Бирск: Бирский филиал УУНиТ, 2024. С. 208-211.
8.
Стовба А.В., Швецов М.С., Заярнюк А.Н. Инновации и вызовы цифровой
трансформации экономики // Информационные технологии в образовании и науке:
Материалы Международной научно-практической конференции. Бирск: Бирский филиал
УУНиТ, 2025. С. 187-191. 9.
Черданцев В.П., Подгородецких А.Р., Дейнеко С.И. Внедрение информационных
технологий в управление человеческим капиталом: предпринимательский и
государственный аспекты // Электронное сетевое издание «Международный правовой
курьер». 2025. № 2. С. 124-127. 10.
Черданцев В.П., Тронина М.В. Цифровизация сельского предпринимательства // Russian Journal of Management. 2024. Т. 12. № 4. С. 662-670. 11.
Шарапова Н.В., Письмеров М.С., Шарапов Ю.В. Развитие и применение
инструментария сопровождения информационных систем и программ моделирования
экономических процессов // Вестник Бурятского государственного университета.
Экономика и менеджмент. 2025. № 3. С. 175-183. 1.
|