Главное меню

Элементы цифровой экономики в системе государственного и муниципального управления PDF Печать E-mail
Автор: Ахметова А.В., Стовба А.В.   
23.11.2025 16:36

ЭЛЕМЕНТЫ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

Ахметова А.В., студентка,

Стовба А.В., к.ф.н., доцент,

Бирский филиал УУНиТ, г. Бирск, Россия

 

Аннотация. Авторами рассматривается процесс интеграции элементов цифровой экономики в систему государственного и муниципального управления. Анализируются ключевые цифровые технологии и их влияние на эффективность и прозрачность работы органов власти. Описываются преимущества современной цифровой трансформации системы государственного и муниципального управления.

Ключевые слова: цифровая экономика, государственное управление, муниципальное управление, цифровизация, электронное правительство.

 

Цифровая экономика представляет собой хозяйственную деятельность, где ключевым фактором производства становятся данные в цифровом формате, что повышает эффективность в различных сферах. Интеграция цифровой экономики в государственное и муниципальное управление (ГМУ) требует трансформации процессов и моделей взаимодействия между государством, бизнесом и гражданами, с целью создания «умного государства», ориентированного на потребности человека [1; 7].


Основными элементами цифровой экономики в ГМУ являются цифровые платформы и порталы, такие как Единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ), который предоставляет более 300 услуг в цифровом формате. На региональном уровне действуют аналогичные порталы, а также отраслевые платформы для контроля госзакупок и налоговых услуг.


Другим важным аспектом являются большие данные (Big Data) и искусственный интеллект (ИИ), которые становятся стратегическими ресурсами. Они позволяют проводить аналитические исследования и прогнозы, а также помогают в принятии управленческих решений и автоматизации взаимодействия с гражданами через проактивные услуги [9].


Сквозные технологии, такие как цифровые двойники, Интернет вещей (IoT) и блокчейн, становятся ключевыми в цифровой экономике. Цифровые двойники помогают моделировать последствия управленческих решений и оптимизировать бюджет. IoT позволяет системам сбора данных в реальном времени, что улучшает управление ресурсами в "умном" жилищно-коммунальном хозяйстве. Блокчейн обеспечивает прозрачность и неизменность данных, что важно для регистрации прав собственности и контроля госзакупок.


Национальная облачная платформа и система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) также способствуют цифровизации государственного управления. Облачная инфраструктура позволяет экономить бюджетные средства и повышает гибкость, а СМЭВ улучшает обмен данными между ведомствами, упрощая взаимодействие граждан с государством [5; 6].


Кибербезопасность остается важным аспектом. С увеличением цифровизации растет и уязвимость информационных систем. Защита критической инфраструктуры, персональных данных и государственных тайн требует разработки систем защиты, создания нормативной базы и подготовки специалистов. Все эти элементы формируют основы эффективной цифровой экономики в системе государственного управления.


Внедрение цифровой экономики в государственное и муниципальное управление приносит множество преимуществ, включая повышение эффективности управления через автоматизацию процессов, снижение бюрократии и коррупции, оптимизацию бюджетных расходов и более качественные решения на основе анализа данных [3]. Граждане и бизнес получают удобство благодаря принципу «одного окна», который упрощает доступ к услугам и позволяет использовать их круглосуточно.


Цифровизация повышает прозрачность и подотчетность власти: открытые данные о бюджетах и госзакупках позволяют гражданам отслеживать статус своих обращений и повышает доверие к институтам. Однако есть и вызовы, такие как цифровое неравенство из-за недостаточного доступа к интернету и отсутствия цифровых навыков, а также нормативно-правовые барьеры и устаревшие процедуры.


Кибербезопасность и защита данных становятся критически важными в условиях увеличения кибератак [4]. В госсекторе существует кадровый дефицит в области Data Science и кибербезопасности, а ведомственная разобщенность препятствует эффективному обмену данными и полномочиями.


Тренды и перспективы развития цифровой экономики в государственном и муниципальном управлении включают использование искусственного интеллекта для автоматизации рутинных управленческих решений. Идея «проактивного государства» подразумевает предугадывание нужд граждан и бизнеса с предоставлением услуг заранее. Важным аспектом становится цифровой суверенитет, который предполагает развитие внутренних технологий для обеспечения технологической независимости [2; 8].


Расширенное применение цифровых двойников и вовлечение граждан в принятие решений через онлайн-голосования и краудсорсинговые платформы открывает новые горизонты для демократизации управления. Внедрение цифровой экономики является необходимым условием для повышения конкурентоспособности страны и улучшения качества жизни граждан. Успех цифровой трансформации зависит от комплексного подхода, включающего развитие технологий, адаптацию законодательства, инвестиции в инфраструктуру и изменение мышления государственных служащих и общества.

 

Литература

1. Атагуллина К.И., Стовба А.В. Цифровизация проектного менеджмента в государственном и муниципальном управлении // Информационные и коммуникационные технологии в образовании и науке: Материалы XII Международной научно-практической конференции. Бирск: Бирский филиал УУНиТ, 2023. С. 14-16.

2. Гусманов Р.У., Стовба Е.В., Низамов С.С. Цифровизация как фактор экономического роста и устойчивого развития сельских территорий // Никоновские чтения. 2021. № 26. С. 139-143.

3. Гусманов У.Г., Низомов С.С. Применение методов моделирования для повышения эффективности сельскохозяйственного производства // Никоновские чтения. 2016. № 21. С. 290-292.

4. Низамов С.С., Стовба Е.В., Стовба А.В. Личная финансовая безопасность в цифровом мире в эпоху глобализации // Наука Красноярья. 2024. Т. 13. № 1-3. С. 155-159.

5. Низамов С.С. Понятие и сущность экономической безопасности хозяйствующего субъекта // Евразийское пространство: экономика, право, общество. 2025. № 2. С. 28-30.

6. Рахматуллин М.А., Низамов С.С. Особенности мирового экономического кризиса в условиях глобальной экономики: учебное пособие / Уфа: Издательство Уфимского ЮИ МВД России, 2023. 48 с.

7. Стовба Е.В., Иванов С.Е., Габдулхаков Р.Б., Стовба А.В., Низамов С.С., Мешкова Н.Г. Стратегические приоритеты формирования и развития человеческого капитала в системе муниципального управления // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2024. № 9-1. С. 129-136.

8. Стовба Е.В., Стовба А.В., Низамов С.С., Шарафутдинов А.Г., Арасланбаев И.В., Поротников П.А. Современные угрозы и риски цифрового общества: социально-экономические аспекты // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2023. № 12-3. С. 485-491.

9. Semin A.N., Gusmanov R.U., Stovba E.V. Methodology of foresight research in the formation of the regional rural areas development strategy // Spirit Time. 2021. № 8 (44). P. 34-36.

 


 
Яндекс.Метрика