| Элементы цифровой экономики в системе государственного и муниципального управления |
|
| Автор: Ахметова А.В., Стовба А.В. |
| 23.11.2025 16:36 |
|
ЭЛЕМЕНТЫ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И
МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Ахметова А.В., студентка, Стовба А.В., к.ф.н., доцент, Бирский филиал УУНиТ, г.
Бирск, Россия Аннотация. Авторами рассматривается процесс
интеграции элементов цифровой экономики в систему государственного и
муниципального управления. Анализируются ключевые цифровые технологии и их
влияние на эффективность и прозрачность работы органов власти. Описываются
преимущества современной цифровой трансформации системы государственного и
муниципального управления. Ключевые слова: цифровая экономика, государственное
управление, муниципальное управление, цифровизация, электронное правительство. Цифровая экономика представляет собой хозяйственную деятельность, где ключевым фактором производства становятся данные в цифровом формате, что повышает эффективность в различных сферах. Интеграция цифровой экономики в государственное и муниципальное управление (ГМУ) требует трансформации процессов и моделей взаимодействия между государством, бизнесом и гражданами, с целью создания «умного государства», ориентированного на потребности человека [1; 7]. Основными элементами цифровой экономики в ГМУ являются цифровые платформы и порталы, такие как Единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ), который предоставляет более 300 услуг в цифровом формате. На региональном уровне действуют аналогичные порталы, а также отраслевые платформы для контроля госзакупок и налоговых услуг. Другим важным аспектом являются большие данные (Big Data) и искусственный интеллект (ИИ), которые становятся стратегическими ресурсами. Они позволяют проводить аналитические исследования и прогнозы, а также помогают в принятии управленческих решений и автоматизации взаимодействия с гражданами через проактивные услуги [9]. Сквозные технологии, такие как цифровые двойники, Интернет вещей (IoT) и блокчейн, становятся ключевыми в цифровой экономике. Цифровые двойники помогают моделировать последствия управленческих решений и оптимизировать бюджет. IoT позволяет системам сбора данных в реальном времени, что улучшает управление ресурсами в "умном" жилищно-коммунальном хозяйстве. Блокчейн обеспечивает прозрачность и неизменность данных, что важно для регистрации прав собственности и контроля госзакупок. Национальная облачная платформа и система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) также способствуют цифровизации государственного управления. Облачная инфраструктура позволяет экономить бюджетные средства и повышает гибкость, а СМЭВ улучшает обмен данными между ведомствами, упрощая взаимодействие граждан с государством [5; 6]. Кибербезопасность остается важным аспектом. С увеличением цифровизации растет и уязвимость информационных систем. Защита критической инфраструктуры, персональных данных и государственных тайн требует разработки систем защиты, создания нормативной базы и подготовки специалистов. Все эти элементы формируют основы эффективной цифровой экономики в системе государственного управления. Внедрение цифровой экономики в государственное и муниципальное управление приносит множество преимуществ, включая повышение эффективности управления через автоматизацию процессов, снижение бюрократии и коррупции, оптимизацию бюджетных расходов и более качественные решения на основе анализа данных [3]. Граждане и бизнес получают удобство благодаря принципу «одного окна», который упрощает доступ к услугам и позволяет использовать их круглосуточно. Цифровизация повышает прозрачность и подотчетность власти: открытые данные о бюджетах и госзакупках позволяют гражданам отслеживать статус своих обращений и повышает доверие к институтам. Однако есть и вызовы, такие как цифровое неравенство из-за недостаточного доступа к интернету и отсутствия цифровых навыков, а также нормативно-правовые барьеры и устаревшие процедуры. Кибербезопасность и защита данных становятся критически важными в условиях увеличения кибератак [4]. В госсекторе существует кадровый дефицит в области Data Science и кибербезопасности, а ведомственная разобщенность препятствует эффективному обмену данными и полномочиями. Тренды и перспективы развития цифровой экономики в государственном и муниципальном управлении включают использование искусственного интеллекта для автоматизации рутинных управленческих решений. Идея «проактивного государства» подразумевает предугадывание нужд граждан и бизнеса с предоставлением услуг заранее. Важным аспектом становится цифровой суверенитет, который предполагает развитие внутренних технологий для обеспечения технологической независимости [2; 8]. Расширенное применение цифровых
двойников и вовлечение граждан в принятие решений через онлайн-голосования и
краудсорсинговые платформы открывает новые горизонты для демократизации
управления. Внедрение цифровой экономики является необходимым условием для
повышения конкурентоспособности страны и улучшения качества жизни граждан.
Успех цифровой трансформации зависит от комплексного подхода, включающего
развитие технологий, адаптацию законодательства, инвестиции в инфраструктуру и
изменение мышления государственных служащих и общества. Литература 1.
Атагуллина К.И., Стовба А.В. Цифровизация проектного менеджмента в
государственном и муниципальном управлении // Информационные и коммуникационные
технологии в образовании и науке: Материалы XII Международной
научно-практической конференции. Бирск: Бирский филиал УУНиТ, 2023. С. 14-16. 2.
Гусманов Р.У., Стовба Е.В., Низамов С.С. Цифровизация как фактор экономического
роста и устойчивого развития сельских территорий // Никоновские чтения. 2021. №
26. С. 139-143. 3.
Гусманов У.Г., Низомов С.С. Применение методов моделирования для повышения
эффективности сельскохозяйственного производства // Никоновские чтения. 2016. №
21. С. 290-292. 4.
Низамов С.С., Стовба Е.В., Стовба А.В. Личная финансовая безопасность в
цифровом мире в эпоху глобализации // Наука Красноярья. 2024. Т. 13. № 1-3. С.
155-159. 5.
Низамов С.С. Понятие и сущность экономической безопасности хозяйствующего
субъекта // Евразийское пространство: экономика, право, общество. 2025. № 2. С.
28-30. 6.
Рахматуллин М.А., Низамов С.С. Особенности мирового экономического кризиса в
условиях глобальной экономики: учебное пособие / Уфа: Издательство Уфимского ЮИ
МВД России, 2023. 48 с. 7.
Стовба Е.В., Иванов С.Е., Габдулхаков Р.Б., Стовба А.В., Низамов С.С., Мешкова
Н.Г. Стратегические приоритеты формирования и развития человеческого капитала в
системе муниципального управления // Вестник Алтайской академии экономики и
права. 2024. № 9-1. С. 129-136. 8.
Стовба Е.В., Стовба А.В., Низамов С.С., Шарафутдинов А.Г., Арасланбаев И.В.,
Поротников П.А. Современные угрозы и риски цифрового общества:
социально-экономические аспекты // Вестник Алтайской академии экономики и
права. 2023. № 12-3. С. 485-491. 9. Semin A.N., Gusmanov R.U., Stovba E.V.
Methodology of foresight research in the formation of the regional rural areas
development strategy // Spirit Time. 2021. № 8 (44). P. 34-36. |