| Анализ системы управления качеством образования на муниципальном уровне |
|
| Автор: Байназова Я.Р., Гареева З.К., Стовба А.В. |
| 23.11.2025 16:40 |
|
АНАЛИЗ СИСТЕМЫ
УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ
УРОВНЕ Байназова Я.Р., студентка, Гареева З.К., ст. преподаватель, Стовба А.В., к.ф.н., доцент, Бирский
филиал УУНиТ, г. Бирск, Россия Аннотация. В
статье рассматриваются теоретические и практические аспекты функционирования
системы управления качеством образования на муниципальном уровне. Осуществлен контент-анализ
ключевых элементов системы управления качеством образования. Особое внимание
уделяется проблемам и перспективам развития муниципальных систем управления
качеством образования в современных условиях, а также роли муниципальных
органов в координации деятельности образовательных организаций. На основе
проведенного анализа сформированы направления совершенствования управленческой
деятельности. Ключевые слова: управление
качеством образования, муниципальный уровень, оценка качества, образовательные
результаты, мониторинг. В условиях модернизации российского образования и реализации национального проекта «Образование» особую значимость приобретает эффективность управления на всех уровнях, включая муниципальный уровень. Муниципальный уровень управления образованием является ключевым звеном, обеспечивающим непосредственную координацию деятельности образовательных организаций (детских садов, школ, учреждений дополнительного образования) и создание условий для достижения ими требуемых образовательных результатов [2; 6]. В современной образовательной парадигме качество образования трактуется как комплексная характеристика, которая включает не только достигнутый уровень знаний учащихся, но и результативность работы образовательных учреждений, а также ее соответствие запросам общества и личностным потребностям. В связи с этим, система управления качеством образования (СУКО) на муниципальном уровне требует многомерного построения, адаптивности и ориентации на постоянное развитие. Основной задачей исследования является всестороннее изучение муниципальной СУКО: исследование ее составляющих, принципов работы, текущих трудностей и потенциальных направлений оптимизации. Для реализации этой цели в статье последовательно решается ряд задач: уточняется содержание и организационное строение муниципальной системы управления качеством; рассматриваются применяемые методики и средства оценивания; определяется значимость муниципальных органов управления образованием (МОУО); фиксируются системные проблемы и варианты их преодоления. Управление качеством образования представляет собой системную и целенаправленную деятельность субъектов управления разных уровней, нацеленную на достижение заданных образовательных результатов [8]. Современная методология управления базируется на принципах Всеобщего управления качеством (TQM), которые включают ориентацию на потребителя, процессный подход, принятие решений на основе данных и стратегию непрерывного совершенствования. Муниципальный уровень в этой системе выступает связующим звеном между федеральной/региональной стратегией и конкретными образовательными организациями. Его уникальность состоит в непосредственной работе с учреждениями, что дает возможность гибко и быстро реагировать на локальные вызовы, но также создает и определенные трудности, связанные с дефицитом кадровых и материальных ресурсов [5]. Ключевыми
функциями муниципальной СУКО являются: 1.
Нормативно-правовое обеспечение: приведение локальных нормативных актов в
соответствие с федеральным и региональным законодательством. 2. Аналитико-диагностическая функция:
организация сбора, обработки и анализа данных о состоянии образования в
муниципалитете. 3. Планово-прогностическая функция: разработка
муниципальных программ развития образования, целевых показателей качества. 4. Организационно-координационная функция:
создание условий для эффективной работы образовательных организаций,
координация их взаимодействия. 5.
Контрольно-надзорная функция: проведение мониторингов, проверок соблюдения
законодательства. 6. Стимулирующая функция: создание условий для мотивации педагогических работников и руководителей образовательных организаций к повышению качества работы. Таким образом, муниципальная СУКО представляет собой сложный, многофункциональный механизм, эффективность которого определяет достижение стратегических целей в сфере образования на конкретной территории. Структура муниципальной СУКО включает в себя несколько взаимосвязанных компонентов, образующих целостный управленческий цикл. Главным субъектом управления является муниципальный орган управления образованием (МОУО) – комитет, управление или департамент образования. Именно МОУО осуществляет непосредственное руководство и координацию. К другим субъектам относятся: Муниципальные методические службы (методкабинеты, информационно-методические центры), обеспечивающие научно-методическую поддержку педагогов. Руководители и педагогические коллективы образовательных организаций. Общественные советы при МОУО, управляющие советы школ, представляющие интересы родителей и местного сообщества. Органы ученического самоуправления (на опосредованном уровне). Основным объектом управления является качество образовательных результатов и условий их достижения в подведомственных образовательных организациях [4; 7]. Сюда относятся – качество образовательных результатов: предметные, метапредметные и личностные результаты обучающихся; результаты государственной итоговой аттестации (ОГЭ, ЕГЭ); участие и победы в олимпиадах и конкурсах; социализация и состояние здоровья выпускников. Качество образовательного процесса: реализация образовательных программ, использование современных педагогических технологий, эффективность урочной и внеурочной деятельности. Качество условий образовательной деятельности: кадровое, материально-техническое, информационно-методическое, финансовое обеспечение, психолого-педагогические условия [1]. К ним относятся все действия, осуществляемые субъектами управления: мониторинг и оценка качества: систематический сбор данных через проведение внутреннего мониторинга качества образования (ВСОКО в школах), анализ результатов оценочных процедур (ВПР, НИКО, PISA), сбор статистической отчетности. Принятие управленческих решений: на основе анализа данных МОУО разрабатывает рекомендации, издает распорядительные документы, распределяет ресурсы. Организация и контроль исполнения решений: координация деятельности школ по выполнению рекомендаций, проведение контрольных мероприятий. Рефлексия и корректировка: анализ эффективности принятых мер и внесение необходимых изменений в управленческую деятельность. Интеграция этих компонентов в единую, слаженно работающую систему является основной задачей муниципальных органов власти. Для
получения объективной информации о состоянии качества образования МОУО
использует широкий арсенал инструментов и методов. Это один из основных
источников данных. МОУО проводит сравнительный анализ результатов: Всероссийских проверочных работ (ВПР): позволяют оценить уровень подготовки учащихся по отдельным предметам и выявить проблемные зоны. Национальных исследований качества образования (НИКО): дают более глубокую диагностику по конкретным темам и направлениям. Международных сравнительных исследований (PISA, TIMSS, PIRLS): позволяют оценить конкурентоспособность муниципальной системы образования на международной арене. Государственной итоговой аттестации (ОГЭ, ЕГЭ): являются ключевым индикатором для оценки качества общего образования. Анализ проводится в динамике, в сравнении со средними показателями по региону и стране, а также между образовательными организациями муниципалитета. МОУО
организует собственные мониторинговые исследования, которые могут включать: 1. Мониторинг
условий осуществления образовательной деятельности: оценка состояния
инфраструктуры, оснащенности учебных кабинетов, уровня квалификации
педагогических работников. Социологические опросы: анкетирование родителей,
учащихся и педагогов для изучения их удовлетворенности качеством образовательных
услуг. 2. Мониторинг
воспитательной работы и социализации обучающихся. Анализ данных о здоровье и
безопасности обучающихся. Широко применяются такие методы, как: Экспертные
оценки: привлечение специалистов для анализа образовательных программ, учебных
планов, методик преподавания. 3. Аудит
качества: комплексная проверка деятельности образовательной организации на
соответствие установленным критериям. 4. Профессиально–общественная экспертиза: привлечение представителей профессионального сообщества, общественных организаций для оценки различных аспектов образовательной деятельности. Использование всего комплекса методов позволяет сформировать многомерную и объективную картину качества образования в муниципалитете. МОУО
выступает в роли системного интегратора и координатора. Его деятельность не
должна подменять собой работу администраций школ, а должна создавать рамочные
условия для их эффективного функционирования и стимулировать внутренние
механизмы улучшения качества. Основные направления деятельности МОУО в рамках
СУКО: - формирование единого образовательного пространства
муниципалитета: обеспечение преемственности уровней образования, координация
сетевого взаимодействия между школами, организация обмена лучшими практиками; - создание системы поддержки школ с низкими образовательными
результатами: разработка и реализация программ перевода таких школ в
эффективный режим работы, организация тьюторского сопровождения; - организация непрерывного профессионального развития
педагогических и управленческих кадров: проведение муниципальных педагогических
конференций, семинаров, конкурсов профессионального мастерства («Учитель года»,
«Директор года»); - информационное обеспечение и формирование позитивного
имиджа муниципальной системы образования: обеспечение открытости и прозрачности
деятельности через официальные сайты, СМИ, публичные отчеты; - распределение финансовых средств, в том числе
стимулирующего характера, направленных на повышение качества образования. Таким
образом, от эффективности деятельности МОУО напрямую зависит способность всей
муниципальной системы образования адекватно реагировать на вызовы времени; - проблемы и пути совершенствования системы управления
качеством образования на муниципальном уровне [3]. Несмотря на значительные усилия, направленные на развитие СУКО, на муниципальном уровне сохраняется ряд системных проблем. Избыточная бюрократизация и формализация: зачастую сбор данных и подготовка отчетов становятся самоцелью, отнимая значительные ресурсы у педагогов и управленцев, не оставляя времени на содержательный анализ и корректирующие действия. Дефицит кадровых и материальных ресурсов: многие МОУО и муниципальные методические службы испытывают нехватку квалифицированных специалистов, владеющих современными технологиями управления и анализа данных. Недостаточное использование данных для принятия управленческих решений: зачастую результаты мониторинговых исследований не доводятся до практического применения, не становятся основой для конкретных управленческих действий и программ развития. Низкий уровень развития внутренней системы оценки качества (ВСОКО) в отдельных образовательных организациях: без эффективной самодиагностики на уровне школы внешняя муниципальная оценка теряет свою эффективность. Слабое вовлечение общественности: родительская общественность и местное сообщество не всегда имеют реальные механизмы влияния на принятие управленческих решений в сфере образования. Для
преодоления выявленных проблем представляется целесообразным реализовать
следующие меры: 1.
Оптимизация системы сбора информации и отчетности: переход на
риск-ориентированную модель контроля, внедрение автоматизированных систем
мониторинга, снижающих бюрократическую нагрузку. 2. Развитие кадрового потенциала
муниципального управления: организация систематического повышения квалификации
для специалистов МОУО в области анализа больших данных, проектного управления,
образовательного менеджмента. 3.
Внедрение системы принятия управленческих решений, основанных на данных
(Data-Driven Decision Making): создание в структуре МОУО аналитических центров,
отвечающих за глубокую интерпретацию результатов оценочных процедур и
подготовку аналитических записок для руководителей. 4.
Стимулирование развития ВСОКО в школах: оказание методической помощи,
проведение аудитов внутренних систем оценки, распространение успешных моделей. 5. Развитие государственно-общественного управления: расширение полномочий общественных советов, вовлечение родителей и представителей бизнес-сообщества в процессы оценки качества и стратегического планирования развития образования на муниципальном уровне. Реализация этих направлений позволит перевести муниципальную СУКО на качественно новый уровень, сделав ее более гибкой, эффективной и ориентированной на реальные потребности всех участников образовательных отношений. Проведенный контент-анализ позволяет сделать вывод о том, что система управления качеством образования на муниципальном уровне является сложным, многокомпонентным образованием, играющим ключевую роль в обеспечении конституционных прав граждан на доступное и качественное образование. Ее эффективность определяется слаженностью взаимодействия всех субъектов, использованием современных инструментов оценки и способностью к непрерывному саморазвитию. Несмотря на наличие объективных проблем, таких как ресурсные ограничения и избыточная бюрократизация, потенциал для развития муниципальных СУКО весьма значителен. Стратегическими направлениями совершенствования являются цифровизация управленческих процессов, переход к управлению, основанному на данных, развитие кадрового потенциала и активное вовлечение общественности. Дальнейшие
исследования в данной области могут быть связаны с изучением региональной
специфики муниципальных систем, разработкой моделей оценки эффективности
деятельности самих МОУО, а также анализом влияния новых образовательных
стандартов и проектов (таких как «Точка роста», «IT-куб») на муниципальные
практики управления качеством. Успешное функционирование муниципальной СУКО –
это залог достижения стратегических целей развития не только системы
образования, но и каждого конкретного муниципалитета в целом. Литература 1. Низамов С.С., Стовба
Е.В., Стовба А.В. Личная финансовая безопасность в цифровом мире в эпоху
глобализации // Наука Красноярья. 2024. Т. 13. № 1-3. С. 155-159. 2. Пронина С.Н., Стовба
А.В., Лой Л.С. Образование как базовая сфера формирования и развития
человеческого капитала на муниципальном уровне // Актуальные проблемы и
тенденции развития современной экономики и информатики: Материалы Международной
научно-практической конференции. Бирск: Бирский филиал УУНиТ, 2023. С. 267-271.
3. Рахматуллин М.А.,
Низамов С.С. Особенности мирового экономического кризиса в условиях глобальной
экономики: учебное пособие / Уфа: Издательство Уфимского ЮИ МВД России, 2023.
48 с. 4. Саликова М.Н.,
Стовба А.В., Заярнюк А.Н. Трансформация образовательной среды в цифровой
экономике // Информационные технологии в образовании и науке: Материалы
Международной научно-практической конференции. Бирск: Бирский филиал УУНиТ,
2025. С. 148-151. 5. Стовба А.В.,
Нуримхаметова Л.К. Проблема развития цифрового образования // Актуальные
проблемы современной науки: взгляд молодых ученых: Материалы Международной
научно-практической конференции. Материалы Круглого стола. Грозный: Чеченский
государственный педагогический университет, 2020. С. 395-398. 6. Стовба Е.В., Иванов
С.Е., Габдулхаков Р.Б., Стовба А.В., Низамов С.С., Мешкова Н.Г. Стратегические
приоритеты формирования и развития человеческого капитала в системе
муниципального управления // Вестник Алтайской академии экономики и права.
2024. № 9-1. С. 129-136. 7. Стовба Е.В., Стовба
А.В., Низамов С.С., Мешкова Н.Г., Сафин Р., Султанова А.Р. Проблемы и направления
развития цифровизации образовательной сферы региона в условиях новых
экономических вызовов // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2023. №
10-2. С. 247-254. 8. Стовба Е.В.,
Габдулхаков Р.Б., Стовба А.В., Хузина Ф.Р., Токарева Е.В., Мешкова Н.Г.,
Заярнюк А.Н. Трансформация образовательной системы региона в современных
условиях развития цифровой экономики // Вестник Алтайской академии экономики и
права. 2022. № 11-3. С. 543-549. |