| Стратегические приоритеты развития цифровой экономики муниципального образования |
|
|
|
| Автор: Габдинурова Д.Д., Стовба А.В. |
| 23.11.2025 16:43 |
|
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Габдинурова Д.Д., студентка, Стовба А.В., к.ф.н., доцент, Бирский филиал УУНиТ, г.
Бирск, Россия Аннотация. Статья посвящена анализу
стратегических приоритетов развития цифровой экономики на уровне муниципального
образования. Рассматриваются ключевые направления развития цифровой
инфраструктуры, цифровизации управления, создания «умной» городской среды и
поддержки малого бизнеса. Подчеркивается использование комплексного подхода как
необходимого условия для повышения качества жизни и экономического роста
территории. Ключевые слова: цифровая экономика, муниципальное
образование, цифровизация, цифровая инфраструктура, муниципальное управление,
кибербезопасность. В современную эпоху цифровая трансформация перестала быть прерогативой только федерального центра и крупных корпораций. Она активно охватывает муниципальный уровень, становясь ключевым фактором конкурентоспособности, качества жизни и эффективности управления в городах и районах. Развитие цифровой экономики в муниципалитетах предполагает не только внедрение технологий, но и глубокое переосмысление процессов жизнедеятельности территории, с приоритетом на создание интеллектуальной, комфортной и процветающей городской среды [7; 9]. Ключевые цели развития цифровой экономики на муниципальном уровне включают повышение качества жизни граждан, оптимизацию управления, стимулирование экономического роста, обеспечение технологического суверенитета и безопасность, а также повышение инвестиционной привлекательности. Для этого власти должны внедрять цифровые сервисы и технологии, создающие комфортную и безопасную среду [4]. Первый стратегический приоритет отражает развитие цифровой инфраструктуры. Необходимо обеспечить высокоскоростной и доступный интернет для устранения цифрового неравенства, развить сети широкополосного доступа и мобильной связи 4G/5G, особенно в отдалённых районах [1]. Создание сетей Интернета вещей (IoT) позволит подключать датчики, видеонаблюдение и управлять светофорами, формируя «умный город». Центры обработки данных (ЦОД) обеспечат размещение муниципальных систем с учетом энергоэффективности и экологичности. Второй приоритет включает цифровизацию муниципального управления и госуслуг. Трансформация взаимодействия «власть-бизнес-население» через платформенные решения [2; 5]. Единая цифровая платформа интегрирует информационные системы и упростит доступ к услугам. Геоинформационные системы (ГИС) создадут «цифровой двойник» для анализа и планирования. Внедрение «умного МФЦ» и проактивное предоставление услуг повысят эффективность. Использование ИИ и больших данных улучшит прогнозирование и планирование. Третий приоритет связан с созданием «умной» городской среды и улучшением ЖКХ. Внедрение интеллектуальных систем учёта ресурсов и цифровизация управления домами автоматизируют процессы и облегчат жизнь жителей. Мониторинг износа сетей снизит аварийность и повысит качество услуг [3]. Интеллектуальные системы управления улучшат дорожное движение и эффективность транспорта. Следующий приоритет отражает стимулирование роста малого и среднего предпринимательства в цифровой сфере. Создание бизнес-инкубаторов и технопарков с льготами, инфраструктурой и поддержкой IT-стартапов [6]. Образовательные программы по маркетингу, электронной коммерции и автоматизации повысят цифровые компетенции предпринимателей. Развитие маркетплейсов и цифровых платформ повысит конкурентоспособность локальных продуктов. Коворкинги с высокоскоростным интернетом поддержат удалённую занятость, особенно в моногородах и сельских поселениях [10]. Выделим пятый приоритет, а именно развитие человеческого капитала и цифровых компетенций. Интеграция цифровых инструментов в образование через IT-кружки для детей и программы переобучения взрослых при поддержке центров занятости и вузов. Курсы для старшего поколения повысят цифровую грамотность, обучая работе с госуслугами, онлайн-банками и сервисами. На современном этапе шестым приоритетом является обеспечение кибербезопасности и цифрового суверенитета. Защита критической инфраструктуры ЖКХ, транспорта и здравоохранения от кибератак, соблюдение законодательства по защите персональных данных, переход на отечественное программное обеспечение в органах власти для снижения рисков санкций и обеспечения технологической независимости. Сформируем ключевые проблемы и вызовы развития цифровой экономики
муниципального образования: - Бюджетные ограничения препятствуют
финансированию крупных проектов, требуется привлечение частных инвестиций через
государственно-частное партнёрство. - Кадровый дефицит и «утечка мозгов»
в крупные города ухудшают ситуацию с квалифицированными IT-специалистами на
местах. - Нормативно-правовые барьеры,
противоречия в законодательстве и медленные закупочные процедуры замедляют
цифровизацию [8]. - Цифровое неравенство и низкий
уровень грамотности, особенно в сельских районах и среди пожилых, оставляют
часть населения вне цифровых сервисов. - Сопротивление изменениям в администрации из-за консервативного подхода и цифровой инертности. Важно подчеркнуть, что стратегические
приоритеты развития цифровой экономики муниципального образования представляют
собой взаимосвязанную систему. Успех зависит не от отдельных технологий, а от
системного подхода, где развитие инфраструктуры сочетает с трансформацией
управления, ростом человеческого капитала и созданием благоприятной
бизнес-среды. Муниципалитет, выбирающий цифровизацию сегодня, закладывает
прочный фундамент для будущего процветания, становясь по-настоящему «умным» и
привлекательным для жизни и инвестиций. Литература 1.
Атагуллина К.И., Стовба А.В. Цифровизация проектного менеджмента в
государственном и муниципальном управлении // Информационные и коммуникационные
технологии в образовании и науке: Материалы XII Международной научно-практической
конференции. Бирск: Бирский филиал УУНиТ, 2023. С. 14-16. 2.
Гусманов Р.У., Стовба Е.В., Низамов С.С. Цифровизация как фактор экономического
роста и устойчивого развития сельских территорий // Никоновские чтения. 2021. №
26. С. 139-143. 3. Низамов
С.С. Понятие и сущность экономической безопасности хозяйствующего субъекта //
Евразийское пространство: экономика, право, общество. 2025. № 2. С. 28-30. 4.
Никитин Н.С., Стовба А.В., Соколов В.М. Развитие малого и среднего бизнеса на
муниципальном уровне // Цифровые и информационно-коммуникационные технологии в
образовании и науке: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с
международным участием). Часть II. Бирск: Бирский филиал УУНиТ, 2024. С.
165-168. 5.
Рахматуллин М.А., Низамов С.С. Особенности мирового экономического кризиса в
условиях глобальной экономики: учебное пособие / Уфа: Издательство Уфимского ЮИ
МВД России, 2023. 48 с. 6.
Сёмин А.Н., Гусманов Р.У., Низамов С.С. О перспективах агропромышленного
производства Республики Башкортостан в условиях санкций // Russian Journal of Management. 2025. Т. 13. № 3. С. 92-100. 7.
Стовба Е.В., Иванов С.Е., Габдулхаков Р.Б., Стовба А.В., Низамов С.С., Мешкова
Н.Г. Стратегические приоритеты формирования и развития человеческого капитала в
системе муниципального управления // Вестник Алтайской академии экономики и
права. 2024. № 9-1. С. 129-136. 8.
Стовба Е.В., Стовба А.В., Низамов С.С., Шарафутдинов А.Г., Арасланбаев И.В.,
Поротников П.А. Современные угрозы и риски цифрового общества: социально-экономические
аспекты // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2023. № 12-3. С.
485-491. 9. Gusmanov R.U., Stovba E.V., Avarskii N.D.,
Lukyanova M.T., Galiev R.R. Foresight as an innovative tool for strategic
planning of sustainable rural development //Progress in Industrial Ecology.
2020. Volume 14. № 3-4. P. 284-305. 10. Semin A.N., Gusmanov R.U., Stovba E.V.
Methodology of foresight research in the formation of the regional rural areas
development strategy // Spirit Time. 2021. № 8 (44). P. 34-36. |


