Главное меню

Проблемы расширения инновационной деятельности на малых предприятиях региона PDF Печать E-mail
Автор: Гусманов Р.У., Гусманов И.У., Шевченко В.В.   
23.11.2025 22:36

ПРОБЛЕМЫ РАСШИРЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ РЕГИОНА

 

Гусманов Р.У., д.э.н., профессор,

Гусманов И.У., д.э.н., профессор,

Шевченко В.В., аспирант,

  ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ, г. Уфа, Россия

 

Аннотация. В представленной статье раскрываются ключевые проблемы расширения инновационной деятельности малых предприятий в регионах страны. Проводится анализ динамики основных индикаторов инновационной активности и структуры финансирования инноваций. Выявлены фрагментарность и формальный характер наблюдаемых сдвигов, доминирование собственных средств предприятий в инновационных затратах, крайне ограниченное участие государственных бюджетов и несоответствие роста числа инновационно активных предприятий увеличению доли инновационной продукции в общем объёме выпуска.

Ключевые слова: малое предпринимательство, инновационная активность, государственная поддержка, технологическое отставание, бюрократические барьеры, Республика Башкортостан.

 

В условиях быстро изменяющиеся экономики глобального мира и инновации становятся важнейшим фактором повышению конкурентоспособности как отдельных предприятий, ну и целых стран. В этих условиях малая предпринимательства показывают высокую адаптивность и гибкость, что позволяет им являться движущей силой технического обновления и диверсификации экономики региона. Необходимо отметить, что во многих развитых странах мало предпринимательства формируют до 40% занятости. В российской действительности вклад малых предприятий в формировании инновационной экономики остается достаточно ограниченным. Такая ситуация во многом обусловленной комплексом структурных и институциональных барьеров, которые препятствуют широкому внедрению новых технологий, продуктов и процессов свойственных малому бизнесу. Притом, что декларируемое направление на комплексную цифровую трансформацию и техника – технологическое развитие, существенной часть малых предприятий продолжаю работать на морально устаревшем оборудовании, не обладая ни финансовыми, ни производственными ресурсами и ними мотивации для проведения модернизации производства. Такая ситуация существенно усугубляется низкой эффективностью государственной поддержки, которая часто носит формальный характер. Поддержка нередко недостаточно по объему и слабо коррелирует с реальными потребностями рынка. Есть ли сравнивать с регионами – лидерами по инновационной активности то стоит отметить что имеется существенные проблемы формирования комплексной системой стимулирования малого инновационного бизнеса, включая инфраструктуру, финансовый блок и консультационную поддержку. В регионах аутсайдерах демонстрируется явно отставание как по уровню инвестиций в исследованиях и внедрениях, так и по доле предприятиях внедряющих инноваций в реальное производство.


Стоит отметить, что при существенной технической технологическом отставание стоит отметить факт серьезный бюрократический инерции административных структур, которые проявляется в в избыточной регламентации, продолжительных сроках согласования и отсутствии прозрачных и предсказуемых правил взаимодействия с органами власти. Нередко появляется технические регламенты и поправки в законы которые также тормозят и инновационные развитие малых предприятий. В сумеете обстоятельства создают неблагоприятный фон для развития инновационной активности малых предприятий, ограничивая возможности малого бизнеса к реализации своих новаторских идей, а также снижают его вовлеченность в процессы модернизации региональной экономики.


Таблица 1 – Основные показатели инновационной активности малых предприятий Республики Башкортостан

Показатель

2019 г.

2021 г.

2023 г.

2024 г.

Удельный вес малых предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, в общем числе обследованных малых предприятий, %

5,7

5,4

7,0

6,6

Удельный вес малых предприятий, осуществляющих технологические инновации, в общем числе обследованных малых предприятий, %

5,2

5,2

7,5

15,9

Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объёме отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг малых предприятий, %

1,16

1,26

0,93

0,87

Удельный вес малых предприятий, имевших затраты на инновационную деятельность, в общем числе обследованных малых предприятий, %

5,0

5,2

6,2

5,9

Затраты на инновационную деятельность малых предприятий, млн руб.

236,0

527,2

730,2

1330,8

 

По данным таблицы 1 видно, что в период 2019–2024 гг. сложилась сложная и достаточно противоречивая картина развития инновационной деятельности малых предприятий республики. Так, несмотря на декларируемую государственную направленность на стимулирование инноваций и цифровую трансформацию экономики, показатели говорят о не устойчивом и во многом сегментарном достигнутых сдвигов. В частности, удельный вес малых предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, демонстрирует незначительные колебания.


Наметившийся рост с 5,7 % в 2019 г. до 7,0 % в 2023 г., сменился снижением до 6,6 % в 2024 г. Такая динамика показателей говорит об отсутствие устойчивого роста и зависимость инновационной активности от краткосрочных внешних факторов, включая временное увеличение доступности отдельных мер поддержки. Можно отметить, что изменились и формы статистической отчетности. 


Совершенно важно, что резкий скачок доли малых предприятий, которые осуществляющих технологические инновации, — с 7,5 % в 2023 г. до 15,9 % в 2024 г. Первоначально можно предположить, что данное изменение может интерпретироваться как признак активизации технологического обновления. Но при учете остальных показателей подобный рост выглядит аномальным и требует осторожной оценки. Так в первую очередь, в тот же период наблюдается снижение удельного веса инновационных товаров, работ и услуг в общем объёме выпуска малых предприятий — с 1,26 % в 2021 г. до 0,87 % в 2024 г. Все это позволяет сделать предположение, что рост числа предприятий, формально отнесённых к категории внедряющих технологические инновации, не сопровождается существенным увеличением коммерческой отдачи от этих инноваций.


Можно предположить, что расширение охвата связано с изменением критериев идентификации технологических инноваций или включением в обследование предприятий с незначительными, символическими изменениями в технологических процессах.


Корреляция данных о затратах на инновационную деятельность с количественными индикаторами участия малых предприятий в инновационных процессах также выявляет определенные диспропорции. Так, объём затрат демонстрирует устойчивый и даже ускоряющийся рост: с 236,0 млн. руб. в 2019 г. до 1 330,8 млн. руб. в 2024 г. В тоже время доля предприятий, осуществляющих такие затраты, остаётся крайне низкой — менее 6% на весь приведенный периода. Это говорит о высокой концентрации инновационных инвестиций в ведении узкого круга малых предприятий, тогда как подавляющее большинство малых предприятий либо не участвует в инновационной деятельности вовсе, либо ограничивается минимальными вложениями, которые не отражаются в статистике. Такая поляризация подчеркивает недостаточную широту инновационного фронта и свидетельствует о том, что меры государственной поддержки, даже если они привели к росту совокупных затрат, оказались не в состоянии обеспечить массовое вовлечение малого бизнеса в процессы технологического обновления.


Отметим, что совокупность представленных показателей отражает не столько качественный прорыв в инновационном развитии малого предпринимательства, а сколько формальную активизацию, не подкреплённую достаточной экономической отдачей. Стабильное расширение инновационной деятельности требует не только увеличения объёмов финансирования, но и преодоления институциональных барьеров, повышения эффективности механизмов поддержки и формирования среды.


Таблица 2 - Затраты на инновационную деятельность малых предприятий по источникам финансирования в 2019–2024 гг., тыс. руб.

Источник финансирования

2019 г.

2021 г.

2023 г.

2024 г.

Общие затраты на инновационную деятельность

235 984,6

527 163,6

730 170,6

1 330 822,1

в том числе:

 

 

 

 

- собственные средства предприятий

183 353,4

403 724,7

618 883,4

1 276 929,3

- средства федерального бюджета

7 502,2

91 698,8

4 613,0

-

- средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов

-

100,0

100,0

-

- средства фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности

40 000,0

-

66 636,5

20 000,0

- прочие источники

5 129,0

31 640,1

39 937,7

33 892,8

 

Проведенный анализ структуры финансирования инновационной деятельности малых предприятий за исследуемый период во многом свидетельствует о превалирующей роли собственных средств хозяйствующих субъектов, доля которых неуклонно возрастает — с 77,7 % в 2019 г. до 95,9 % в 2024 г. Подобная динамика характеризует крайне ограниченное участие государственных органов в обеспечении ресурсной базы для инновационного развития малого бизнеса. При росте совокупных затрат более чем в 5 раз за приведенный период, вклад средств федерального бюджета характеризуется существенной нестабильностью. Так после значительного увеличения в 2021 г. около 91,7 млрд. руб., показатель резко сократился в последующие годы, достигнув практически нулевого уровня к 2024 г. Подобная ситуация характерна и в случае бюджетов субъектов страны и местных бюджетов, чьё участие остаётся очень небольшим. Что касается средств специализированных фондов поддержки, они хотя и отмечены в отдельные годы, не формируют устойчивого источника финансирования и тем более не компенсируют общий дефицит государственной поддержки. То есть, малые предприятия вынуждены нести основную финансовую нагрузку по реализации инновационных проектов самостоятельно, что существенно ограничивает масштабы и устойчивость их инновационной активности.


По итогу отметим, что расширение инновационной активности на малых предприятиях республики часто сдерживается глубокими структурными и институциональными диспропорциями, которые проявляются в техническом отставании субъектов малого предпринимательства. Имеет место преобладания собственных источников финансирования, их нестабильность и крайняя недостаточность государственной поддержки, и все это при избыточной бюрократической регламентации. Анализируемые данные говорят о фрагментарности и во многом формальном характере наблюдаемой активизации инновационных процессов, не обеспечивающей ни устойчивого технологического обновления, ни роста вклада малого бизнеса в модернизацию региональной экономики. Совершенно справедливым будет сказать, что без системной трансформации институциональной среды и формирования целостного механизма стимулирования, ориентированного на реальные потребности предприятий, малое предпринимательство вряд ли сможет реализовать свой инновационный потенциал в полной мере.

 

Литература

1.     Гусманов Р.У., Низамов С.С. Цифровизация в системе образования // Роль аграрной науки в устойчивом развитии сельских территорий: Сборник VI Всероссийской (национальной) научной конференции с международным участием. Новосибирск, 2021. С. 773-776.

2.     Фаизов Н.Ш. Формирование предложения сельскохозяйственной продукции в Республике Башкортостан // Интеграция аграрной науки и производства: состояние, проблемы и пути решения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием в рамках 18-ой Международной специализированной выставки "АгроКомплекс-2008". 2008. С. 253-255.

3.     Шарапова Н.В., Шарапов Ю.В. Диджитализация ключевых сельскохозяйственных процессов // Экономика и предпринимательство. 2021. № 2 (127). С. 796-799.

 


Обновлено 23.11.2025 22:39
 
Яндекс.Метрика