| Проблемы расширения инновационной деятельности на малых предприятиях региона |
|
| Автор: Гусманов Р.У., Гусманов И.У., Шевченко В.В. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 23.11.2025 22:36 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ПРОБЛЕМЫ РАСШИРЕНИЯ
ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ РЕГИОНА Гусманов Р.У., д.э.н.,
профессор, Гусманов И.У., д.э.н.,
профессор, Шевченко В.В., аспирант,
ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ, г. Уфа, Россия Аннотация. В представленной статье раскрываются
ключевые проблемы расширения инновационной деятельности малых предприятий в
регионах страны. Проводится анализ динамики основных индикаторов инновационной
активности и структуры финансирования инноваций. Выявлены фрагментарность и
формальный характер наблюдаемых сдвигов, доминирование собственных средств
предприятий в инновационных затратах, крайне ограниченное участие
государственных бюджетов и несоответствие роста числа инновационно активных
предприятий увеличению доли инновационной продукции в общем объёме выпуска. Ключевые слова: малое предпринимательство,
инновационная активность, государственная поддержка, технологическое
отставание, бюрократические барьеры, Республика Башкортостан. В условиях быстро изменяющиеся экономики глобального мира и инновации становятся важнейшим фактором повышению конкурентоспособности как отдельных предприятий, ну и целых стран. В этих условиях малая предпринимательства показывают высокую адаптивность и гибкость, что позволяет им являться движущей силой технического обновления и диверсификации экономики региона. Необходимо отметить, что во многих развитых странах мало предпринимательства формируют до 40% занятости. В российской действительности вклад малых предприятий в формировании инновационной экономики остается достаточно ограниченным. Такая ситуация во многом обусловленной комплексом структурных и институциональных барьеров, которые препятствуют широкому внедрению новых технологий, продуктов и процессов свойственных малому бизнесу. Притом, что декларируемое направление на комплексную цифровую трансформацию и техника – технологическое развитие, существенной часть малых предприятий продолжаю работать на морально устаревшем оборудовании, не обладая ни финансовыми, ни производственными ресурсами и ними мотивации для проведения модернизации производства. Такая ситуация существенно усугубляется низкой эффективностью государственной поддержки, которая часто носит формальный характер. Поддержка нередко недостаточно по объему и слабо коррелирует с реальными потребностями рынка. Есть ли сравнивать с регионами – лидерами по инновационной активности то стоит отметить что имеется существенные проблемы формирования комплексной системой стимулирования малого инновационного бизнеса, включая инфраструктуру, финансовый блок и консультационную поддержку. В регионах аутсайдерах демонстрируется явно отставание как по уровню инвестиций в исследованиях и внедрениях, так и по доле предприятиях внедряющих инноваций в реальное производство. Стоит отметить, что при существенной технической технологическом отставание стоит отметить факт серьезный бюрократический инерции административных структур, которые проявляется в в избыточной регламентации, продолжительных сроках согласования и отсутствии прозрачных и предсказуемых правил взаимодействия с органами власти. Нередко появляется технические регламенты и поправки в законы которые также тормозят и инновационные развитие малых предприятий. В сумеете обстоятельства создают неблагоприятный фон для развития инновационной активности малых предприятий, ограничивая возможности малого бизнеса к реализации своих новаторских идей, а также снижают его вовлеченность в процессы модернизации региональной экономики. Таблица 1 – Основные показатели
инновационной активности малых предприятий Республики Башкортостан
По данным таблицы 1 видно, что в период 2019–2024 гг. сложилась сложная и достаточно противоречивая картина развития инновационной деятельности малых предприятий республики. Так, несмотря на декларируемую государственную направленность на стимулирование инноваций и цифровую трансформацию экономики, показатели говорят о не устойчивом и во многом сегментарном достигнутых сдвигов. В частности, удельный вес малых предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, демонстрирует незначительные колебания. Наметившийся рост с 5,7 % в Совершенно важно, что резкий скачок
доли малых предприятий, которые осуществляющих технологические инновации, — с
7,5 % в Можно предположить, что расширение охвата связано с изменением критериев идентификации технологических инноваций или включением в обследование предприятий с незначительными, символическими изменениями в технологических процессах. Корреляция данных о затратах на
инновационную деятельность с количественными индикаторами участия малых
предприятий в инновационных процессах также выявляет определенные диспропорции.
Так, объём затрат демонстрирует устойчивый и даже ускоряющийся рост: с 236,0
млн. руб. в Отметим, что совокупность представленных показателей отражает не столько качественный прорыв в инновационном развитии малого предпринимательства, а сколько формальную активизацию, не подкреплённую достаточной экономической отдачей. Стабильное расширение инновационной деятельности требует не только увеличения объёмов финансирования, но и преодоления институциональных барьеров, повышения эффективности механизмов поддержки и формирования среды. Таблица 2 - Затраты на инновационную деятельность
малых предприятий по источникам финансирования в 2019–2024 гг., тыс. руб.
Проведенный анализ структуры
финансирования инновационной деятельности малых предприятий за исследуемый
период во многом свидетельствует о превалирующей роли собственных средств
хозяйствующих субъектов, доля которых неуклонно возрастает — с 77,7 % в По итогу отметим, что расширение
инновационной активности на малых предприятиях республики часто сдерживается
глубокими структурными и институциональными диспропорциями, которые проявляются
в техническом отставании субъектов малого предпринимательства. Имеет место
преобладания собственных источников финансирования, их нестабильность и крайняя
недостаточность государственной поддержки, и все это при избыточной
бюрократической регламентации. Анализируемые данные говорят о фрагментарности и
во многом формальном характере наблюдаемой активизации инновационных процессов,
не обеспечивающей ни устойчивого технологического обновления, ни роста вклада
малого бизнеса в модернизацию региональной экономики. Совершенно справедливым
будет сказать, что без системной трансформации институциональной среды и
формирования целостного механизма стимулирования, ориентированного на реальные
потребности предприятий, малое предпринимательство вряд ли сможет реализовать
свой инновационный потенциал в полной мере. Литература 1. Гусманов Р.У., Низамов С.С. Цифровизация в системе
образования // Роль аграрной науки в устойчивом развитии
сельских территорий: Сборник VI Всероссийской (национальной) научной
конференции с международным участием. Новосибирск, 2021. С. 773-776. 2. Фаизов Н.Ш. Формирование предложения
сельскохозяйственной продукции в Республике Башкортостан // Интеграция аграрной
науки и производства: состояние, проблемы и пути решения: Материалы Всероссийской
научно-практической конференции с международным участием в рамках 18-ой
Международной специализированной выставки "АгроКомплекс-2008". 2008.
С. 253-255. 3. Шарапова Н.В., Шарапов Ю.В.
Диджитализация ключевых сельскохозяйственных процессов // Экономика и
предпринимательство. 2021. № 2 (127). С. 796-799. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Обновлено 23.11.2025 22:39 |