| Проблемы реализации цифровых решений на предприятиях региона и пути их решения |
|
| Автор: Гусманов Р.У. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 23.11.2025 22:41 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЦИФРОВЫХ РЕШЕНИЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РЕГИОНА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Гусманов Р.У., д.э.н., профессор,
ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ, г. Уфа, Россия Аннотация. В работе рассматриваются проблемы
реализации цифровых решений на предприятиях региона в контексте современных
вызовов цифровой трансформации. В результате анализа данных выявлены
существенные диспропорции в уровне освоения цифровых технологий, сохраняется
устойчивое использование базовых информационных инфраструктур, однако
наблюдается значительное снижение применения передовых решений - облачных
сервисов, больших данных, искусственного интеллекта и промышленной
автоматизации. Все это говорит о фрагментарности и поверхностности цифровой
трансформации, обусловленной экономическими, кадровыми и организационными
барьерами. Обоснована необходимость формирования комплексной региональной
политики, направленной на развитие цифровой экосистемы. Ключевые слова: цифровая трансформация, цифровые
технологии, промышленные предприятия, региональная экономика, инновационная
деятельность, искусственный интеллект. Сегодня цифровые технологии приобретают особую значимость, более того, можно говорить о гонке цифровых технологий и их всё более глубокой интеграции в производственные, управленческие и экономические процессы. В странах передовиках цифровизации мы видим усиление влияния смежных с цифровизацией направлений, что влечет заметное повышение эффективности всех процессов: от снижения себестоимости производства и до повышения качества жизни населения [4; 5]. Практически направления трансформации предприятий (особенно реального сектора) на основе цифровизации все больше приобретает стратегическое значение для устойчивого развития экономики. Особенность современного этапа НТП характеризуется переходом от традиционных моделей организации производства к более гибким, во многом адаптивным системам, функционирующим на основе больших данных, искусственного интеллекта, интернета вещей и других передовых решений. По этой причине, реализация цифровых решений на предприятиях становится не просто фактором повышения доходности, но и необходимым условием будущей конкурентоспособности как отдельного предприятия, так и страны в целом. Несмотря на государственную поддержку цифровой трансформации и наличие нормативно-правовой базы [1; 2; 3], практика показывает, что уровень освоения цифровых решений в предприятиях остаётся существенно ниже потенциально возможного. Так анализ динамики использования информационных технологий свидетельствует о стагнации или даже снижении доли организаций, применяющих такие технологии, как облачные сервисы, обработка больших данных, искусственный интеллект и промышленная автоматизация. Из этого видно наличие системных барьеров, во многом препятствующих эффективному внедрению и масштабированию цифровых решений. Подобные барьеры носят комплексный характер и обусловлены как экономическими и инфраструктурными ограничениями, так и дефицитом квалифицированных кадров, слабой мотивацией руководства предприятий, а также недостаточной согласованностью между научно-образовательными учреждениями, бизнесом и органами государственной власти. Видится критически важным изучение причин замедления цифровой трансформации в контексте конкретного региона, где специфика отраслевой структуры, степень развития инновационной инфраструктуры и особенности управленческой культуры оказывают определяющее влияние на готовность предприятий к изменениям. При такой ситуации особую актуальность приобретают исследования, направленные на выявление ключевых проблем внедрения цифровых технологий и разработку практических путей их преодоления с учётом региональных особенностей. Таблица 1 - Удельный вес
организаций, использовавших цифровые технологии, в % от общего числа
обследованных организаций [6]
В таблице 1 приведены исследования данных по использованию цифровых технологий предприятиями за период с 2020 по 2024 гг. свидетельствует о сохранении устойчивости в применении базовых информационных инфраструктур при одновременном замедлении или снижении освоения передовых цифровых решений, что указывает на формирование существенного разрыва между техническим оснащением и уровнем технологической зрелости предприятий. В ситуации относительной стабильности таких показателей, как использование персональных компьютеров, фиксированного и мобильного интернета, наблюдается чёткая тенденция к сокращению доли организаций, применяющих сложные технологии, ориентированные на автоматизацию, аналитику и интеллектуальное управление производственными процессами. Так например, резкое падение доли компаний, использующих технологии сбора и анализа больших данных, а также облачные сервисы, свидетельствует о снижении интереса к решениям, способным обеспечить стратегическое преимущество в условиях цифровой экономики. Совершенно не случайно показатели динамики внедрения технологий вызывают тревогу. Особенно это касается связанных с промышленной автоматизацией и «умным» производством: использование промышленных роботов, систем радиочастотной идентификации и интернета вещей демонстрирует устойчивый спад, несмотря на их потенциал в повышении производительности и снижении издержек. На основе этого можно констатировать, что большинство предприятий ограничиваются минимально необходимым уровнем цифровизации, ориентированным на поддержание текущей операционной деятельности, но не на трансформацию бизнес-процессов. При этом отмечается положительная динамика в сфере внешней цифровой коммуникации — увеличение доли организаций, имеющих веб-сайты и аккаунты в социальных сетях, что говорит о росте внимания к цифровому присутствию и маркетинговым возможностям онлайн-каналов. Подобная разнонаправленность в развитии цифровых технологий — устойчивость на уровне базовой инфраструктуры при регрессе в области инновационных решений — отражает наличие глубинных системных проблем, включающих недостаток финансовых ресурсов, дефицит квалифицированных специалистов, низкий уровень цифровой культуры руководства и слабую интеграцию научно-технического потенциала с производственной практикой. Соответственно полученные результаты говорят о том, что цифровая трансформация в регионе находится на этапе фрагментарного и поверхностного внедрения, не переходя в качественно новую фазу, связанную с формированием единой цифровой экосистемы предприятия. При такой ситуации дальнейшее развитие требует не столько технического оснащения, сколько выработки комплексной стратегии, обеспечивающей преемственность между инфраструктурными, организационными и кадровыми компонентами цифровой трансформации. По результатам анализа состояния внедрения цифровых технологий на предприятиях региона свидетельствует о наличии устойчивой тенденции к дифференциации в уровне цифровой зрелости, проявляющейся в сохранении базовой информационной инфраструктуры при одновременном сокращении применения передовых цифровых решений. При ситуации когда декларируемую поддержку цифровой трансформации со стороны государства и наличие нормативно-правовой базы, большинство хозяйствующих субъектов не выходит за рамки минимального технического оснащения, ограничиваясь использованием персональных компьютеров, интернета и элементарных средств коммуникации. Но при этом наблюдается чёткая динамика снижения доли организаций, применяющих технологии, формирующие основу «умного» производства — облачные сервисы, аналитику больших данных, искусственный интеллект, интернет вещей и промышленную автоматизацию. Все это говорит, что при отсутствии системного подхода к цифровизации, можно ожидать низкую готовность предприятий к стратегическим изменениям. Характеризуемая сильной поляризацией развитие цифровых технологий во многом обусловлена комплексом взаимосвязанных факторов: ограниченностью финансовых возможностей, особенно среди малых и средних предприятий; дефицитом квалифицированных кадров, способных реализовывать и сопровождать цифровые проекты; низкой цифровой грамотностью руководства и отсутствием долгосрочного видения в области технологического развития. При этом очень слабая интеграция между научно-образовательными учреждениями, инновационными центрами и производственным сектором препятствует трансляции научных разработок в практическое применение, что снижает эффективность всей инновационной системы региона. По итогу необходимо отметить, что
современная практика цифровой трансформации в регионе характеризуется
фрагментарностью, поверхностностью и ориентацией на краткосрочные адаптивные
меры, а не на глубокую модернизацию производственных и управленческих
процессов. С целью решения проблемы сложившегося разрыва между потенциалом
цифровых технологий и их реальным внедрением необходима выработка целостной
региональной политики, направленной на формирование благоприятной экосистемы
цифровой экономики. Подобная политика должна включать развитие кадрового
потенциала, стимулирование инвестиций в инновации, создание механизмов
государственной поддержки для малых и средних предприятий, а также обеспечение
координации между всеми участниками инновационного процесса. Исключительно
комплексный и системный подход позволит перевести цифровую трансформацию из
режима отдельных инициатив в фазу устойчивого, масштабируемого и экономически
значимого развития. Литература 1. Федеральный закон от 24 июля 2009
года № 242-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
// Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 30. Ст. 3755. 2. Указ Президента РФ от 16 июля 2017
года № 338 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года» // Собрание законодательства Российской
Федерации. 2017. № 29. Ст. 4378. 3. Национальная программа «Цифровая
экономика Российской Федерации». Утверждена распоряжением Правительства РФ от
28 июля 2017 года № 1632-р. [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/program/ 4.
Digital Transformation of Industries:
Implications for Productivity and Policy. — Paris: OECD Publishing, 2022. — 187
p. — DOI: 10.1787/9789264315531-en 5.
The Future of Jobs Report 2023. —
Geneva: WEF, 2023. — 156 p. — URL: https://www.weforum.org/reports/the-future-of-jobs-report-2023 6. Министерство цифрового развития,
связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Статистический сборник
«Информационно-коммуникационные технологии в Российской Федерации». — М., 2024.
— 184 с. |