| Цифровые технологии в государственных и муниципальных закупках |
|
|
|
| Автор: Клявлина Д.А., Габдулхаков Р.Б., Стовба А.В. |
| 23.11.2025 23:11 |
|
ЦИФРОВЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ И
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПКАХ Клявлина Д.А., студентка, Бирский филиал УУНиТ, г. Бирск, Россия Габдулхаков
Р.Б.,
д.и.н., профессор, ФГБОУ ВО
Уфимский университет науки и технологий, г. Уфа,
Россия Стовба А.В., к.ф.н., доцент, Бирский филиал
УУНиТ, г. Бирск, Россия Аннотация. Авторами актуализируется, что цифровые технологии в
государственных и муниципальных закупках становятся важнейшим инструментом
повышения прозрачности, эффективности и конкуренции. В статье рассматриваются
современные цифровые решения, связанные с созданием электронных торговых
площадок, систем электронного документооборота, автоматизации закупочной
деятельности, анализа данных и цифровой экспертизы заявок. Обсуждаются
преимущества, риски и требования к внедрению, а также роль государства в
формировании инфраструктуры, нормативно-правового регулирования и повышения
цифровой грамотности кадров. Сформированы рекомендации по успешной реализации
проектов цифровизации закупок. Ключевые слова: цифровизация закупок, электронные торговые площадки,
электронный документооборот, открытые данные; государственные закупки,
муниципальные закупки. Цифровые технологии кардинально меняют логику государственных и муниципальных закупок. Переход от традиционных бумажных процедур к цифровым процессам позволяет повысить прозрачность, ускорить сроки закупок, снизить издержки и снизить риск коррупционных практик [1; 2]. В рамках современной модели закупочной деятельности ключевые направления включают внедрение электронных торговых площадок (ЭТП), электронного документооборота, автоматизированных систем планирования потребностей, а также аналитических инструментов на основе открытых данных. Выделим основные направления цифровизации закупок. Первым и наиболее заметным элементом является использование электронных торговых площадок. ЭТП централизуют сбор заявок, процедуры торгов и заключение контрактов, обеспечивая единое информационное пространство для участников. Это снижает барьеры входа, повышает конкуренцию и упрощает мониторинг закупок со стороны госорганов и граждан [5]. Вторая важная составляющая включает электронный документооборот, который упорядочивает обмен документами между заказчиками, поставщиками и контрольно-надзорными органами. Он снижает риск потерь документов, ускоряет прохождение процедур и упрощает аудит. Третье направление определяет автоматизацию процессов планирования, составления спецификаций и мониторинга исполнения контрактов. Интеграция систем планирования с ЭТП обеспечивает своевременное обновление потребностей, автоматическую генерацию требований и контроль за сроками поставок [7]. Следующее направление включает использование аналитики и открытых данных. Публикация данных о закупках в машиночитаемом виде позволяет исследователям, бизнесу и гражданам анализировать рынок, выявлять аномалии и оценивать эффективность использования бюджетных средств [8]. Выделим в качестве направления обеспечение информационной безопасности и защиты персональных данных. В условиях цифровизации возрастает важность защиты информации, внедрения стандартов кибербезопасности и управления рисками [4; 9]. Основные преимущества цифровизации закупок включают сокращение сроков проведения закупок, снижение административной нагрузки, улучшение качества данных и прозрачности, повышение конкуренции и снижение коррупционных рисков. Применение единых цифровых стандартов облегчает межведомственное взаимодействие, ускоряет согласования и контроль исполнения контрактов [3; 6]. Также цифровые решения позволяют проводить сравнительный анализ цен и условий у разных поставщиков, что содействует принятию обоснованных управленческих решений. К числу рисков относятся проблемы совместимости информационных систем, отсутствие единых стандартов данных, недостаточная цифровая грамотность персонала и возможные угрозы кибербезопасности. Необходимы меры по обучению сотрудников, развитию кадрового потенциала и созданию правовой основы для обмена данными между ведомствами и площадками. Важной частью является выстраивание механизмов контроля исполнения контрактов и аудита цифровых процессов. Эффективная цифровизация закупок требует последовательного подхода к нормативно-правовой базе, включающей правила размещения информации на ЭТП, требования к электронному документообороту, стандартам обмена данными и защиты информации. Развитие инфраструктуры, включая единый реестр контрактов, общие форматы данных и методики калибровки цен, обеспечивает устойчивость процессов. Государство играет ключевую роль в создании условий для прозрачной конкуренции и открытого доступа к информации о закупках. Развитие ЭТП и цифровизация закупок в разных регионах демонстрируют положительные эффекты: ускорение торгов, повышение конкуренции, улучшение качества данных и прозрачности. Аналитические обзоры региональных проектов фиксируют экономию времени на этапах подготовки заявок и заключения договоров, а также рост доступности информации для общественного контроля. Для успешной реализации цифровизации закупок необходим
системный подход, включающий: ·
выработку единой
стратегии цифровизации закупок на уровне государства и муниципалитетов; ·
внедрение
совместимых стандартов данных и взаимодействий между ЭТП, системами
документооборота и аналитическими платформами; ·
развитие
профессиональных компетенций сотрудников через обучение и повышение квалификации;
·
обеспечение
должного уровня информационной безопасности и защиты данных; · установление механизмов мониторинга, аудита и открытого доступа к данным. Цифровые технологии в государственных и муниципальных
закупках открывают широкие возможности для повышения эффективности,
прозрачности и качества обслуживания граждан. Их успешная реализация требует
согласованных действий на уровне политики, инфраструктуры, кадров и
безопасности. В дальнейшем потенциал цифровизации будет расширяться за счет
интеграции новых технологий, включая аналитические инструменты, искусственный
интеллект и машинное обучение, которые помогут более точно прогнозировать
потребности, оптимизировать распределение ресурсов и повышать качество
закупочных процедур. Литература 1. Гулиев И.М.,
Черданцев В.П. Развитие нормативно-правового регулирования государственных
закупок в России // Электронное сетевое издание «Международный правовой
курьер». 2025. № 1. С. 68-71. 2. Гулиев И.М.,
Черданцев В.П. Развитие нормативно-правового обеспечения государственных
закупок России // Russian
Journal
of
Management.
2025. Т. 13. № 8. С. 336-345. 3. Мислимова Л.М.,
Шарапова В.М., Шарапова Н.В. Информационные технологии в совершенствовании
бухгалтерского учета // Вестник Бурятского государственного университета.
Экономика и менеджмент. 2024. № 3. С. 77-82. 4. Низамов С.С. Понятие
и сущность экономической безопасности хозяйствующего субъекта // Евразийское
пространство: экономика, право, общество. 2025. № 2. С. 28-30. 5. Стовба А.В., Швецов
М.С. Использование блокчейн-технологии в цифровой трансформации бизнеса //
Информационные технологии в образовании и науке: Материалы Международной
научно-практической конференции. Бирск: Бирский филиал УУНиТ, 2025. С. 192-195.
6. Стовба А.В., Соколов
В.М., Заярнюк А.Н. Цифровые инновации в системе государственного и
муниципального управления // Актуальные проблемы и тенденции развития
современной экономики и информатики: Материалы Международной
научно-практической конференции. Бирск: Бирский филиал УУНиТ, 2024. С. 208-211.
7. Шарапова Н.В.,
Шарапова В.М., Зова В.А. Современный цифровой инструментарий в практике
инновационного финансового аудита // Бизнес. Образование. Право. 2023. № 3
(64). С. 173-177. 8. Швецов М.С., Стовба
А.В. Big Data и предиктивная аналитика в управлении бизнесом // Информационные
технологии в образовании и науке: Материалы Международной научно-практической
конференции. Бирск: Бирский филиал УУНиТ, 2025. С. 239-242. 9. Semin A.N., Gusmanov R.U., Stovba E.V. Methodology
of foresight research in the formation of the regional rural areas development
strategy // Spirit Time. 2021. № 8 (44). P. 34-36. |


