Цифровые технологии в государственных и муниципальных закупках Печать
Автор: Клявлина Д.А., Габдулхаков Р.Б., Стовба А.В.   
23.11.2025 23:11

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ

И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПКАХ

 

Клявлина Д.А., студентка,

Бирский филиал УУНиТ, г. Бирск, Россия

Габдулхаков Р.Б., д.и.н., профессор,

ФГБОУ ВО Уфимский университет науки и технологий,

г. Уфа, Россия

Стовба А.В., к.ф.н., доцент,

Бирский филиал УУНиТ, г. Бирск, Россия

 

Аннотация. Авторами актуализируется, что цифровые технологии в государственных и муниципальных закупках становятся важнейшим инструментом повышения прозрачности, эффективности и конкуренции. В статье рассматриваются современные цифровые решения, связанные с созданием электронных торговых площадок, систем электронного документооборота, автоматизации закупочной деятельности, анализа данных и цифровой экспертизы заявок. Обсуждаются преимущества, риски и требования к внедрению, а также роль государства в формировании инфраструктуры, нормативно-правового регулирования и повышения цифровой грамотности кадров. Сформированы рекомендации по успешной реализации проектов цифровизации закупок.

Ключевые слова: цифровизация закупок, электронные торговые площадки, электронный документооборот, открытые данные; государственные закупки, муниципальные закупки.

 

Цифровые технологии кардинально меняют логику государственных и муниципальных закупок. Переход от традиционных бумажных процедур к цифровым процессам позволяет повысить прозрачность, ускорить сроки закупок, снизить издержки и снизить риск коррупционных практик [1; 2]. В рамках современной модели закупочной деятельности ключевые направления включают внедрение электронных торговых площадок (ЭТП), электронного документооборота, автоматизированных систем планирования потребностей, а также аналитических инструментов на основе открытых данных.


Выделим основные направления цифровизации закупок. Первым и наиболее заметным элементом является использование электронных торговых площадок. ЭТП централизуют сбор заявок, процедуры торгов и заключение контрактов, обеспечивая единое информационное пространство для участников. Это снижает барьеры входа, повышает конкуренцию и упрощает мониторинг закупок со стороны госорганов и граждан [5].


Вторая важная составляющая включает электронный документооборот, который упорядочивает обмен документами между заказчиками, поставщиками и контрольно-надзорными органами. Он снижает риск потерь документов, ускоряет прохождение процедур и упрощает аудит.


Третье направление определяет автоматизацию процессов планирования, составления спецификаций и мониторинга исполнения контрактов. Интеграция систем планирования с ЭТП обеспечивает своевременное обновление потребностей, автоматическую генерацию требований и контроль за сроками поставок [7].


Следующее направление включает использование аналитики и открытых данных. Публикация данных о закупках в машиночитаемом виде позволяет исследователям, бизнесу и гражданам анализировать рынок, выявлять аномалии и оценивать эффективность использования бюджетных средств [8].


Выделим в качестве направления обеспечение информационной безопасности и защиты персональных данных. В условиях цифровизации возрастает важность защиты информации, внедрения стандартов кибербезопасности и управления рисками [4; 9].


Основные преимущества цифровизации закупок включают сокращение сроков проведения закупок, снижение административной нагрузки, улучшение качества данных и прозрачности, повышение конкуренции и снижение коррупционных рисков. Применение единых цифровых стандартов облегчает межведомственное взаимодействие, ускоряет согласования и контроль исполнения контрактов [3; 6]. Также цифровые решения позволяют проводить сравнительный анализ цен и условий у разных поставщиков, что содействует принятию обоснованных управленческих решений.


К числу рисков относятся проблемы совместимости информационных систем, отсутствие единых стандартов данных, недостаточная цифровая грамотность персонала и возможные угрозы кибербезопасности. Необходимы меры по обучению сотрудников, развитию кадрового потенциала и созданию правовой основы для обмена данными между ведомствами и площадками. Важной частью является выстраивание механизмов контроля исполнения контрактов и аудита цифровых процессов.


Эффективная цифровизация закупок требует последовательного подхода к нормативно-правовой базе, включающей правила размещения информации на ЭТП, требования к электронному документообороту, стандартам обмена данными и защиты информации. Развитие инфраструктуры, включая единый реестр контрактов, общие форматы данных и методики калибровки цен, обеспечивает устойчивость процессов. Государство играет ключевую роль в создании условий для прозрачной конкуренции и открытого доступа к информации о закупках.


Развитие ЭТП и цифровизация закупок в разных регионах демонстрируют положительные эффекты: ускорение торгов, повышение конкуренции, улучшение качества данных и прозрачности. Аналитические обзоры региональных проектов фиксируют экономию времени на этапах подготовки заявок и заключения договоров, а также рост доступности информации для общественного контроля.


Для успешной реализации цифровизации закупок необходим системный подход, включающий:

·       выработку единой стратегии цифровизации закупок на уровне государства и муниципалитетов;

·       внедрение совместимых стандартов данных и взаимодействий между ЭТП, системами документооборота и аналитическими платформами;

·       развитие профессиональных компетенций сотрудников через обучение и повышение квалификации;

·       обеспечение должного уровня информационной безопасности и защиты данных;

·       установление механизмов мониторинга, аудита и открытого доступа к данным.


Цифровые технологии в государственных и муниципальных закупках открывают широкие возможности для повышения эффективности, прозрачности и качества обслуживания граждан. Их успешная реализация требует согласованных действий на уровне политики, инфраструктуры, кадров и безопасности. В дальнейшем потенциал цифровизации будет расширяться за счет интеграции новых технологий, включая аналитические инструменты, искусственный интеллект и машинное обучение, которые помогут более точно прогнозировать потребности, оптимизировать распределение ресурсов и повышать качество закупочных процедур.

 

Литература

1. Гулиев И.М., Черданцев В.П. Развитие нормативно-правового регулирования государственных закупок в России // Электронное сетевое издание «Международный правовой курьер». 2025. № 1. С. 68-71.

2. Гулиев И.М., Черданцев В.П. Развитие нормативно-правового обеспечения государственных закупок России // Russian Journal of Management. 2025. Т. 13. № 8. С. 336-345.

3. Мислимова Л.М., Шарапова В.М., Шарапова Н.В. Информационные технологии в совершенствовании бухгалтерского учета // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2024. № 3. С. 77-82.

4. Низамов С.С. Понятие и сущность экономической безопасности хозяйствующего субъекта // Евразийское пространство: экономика, право, общество. 2025. № 2. С. 28-30.

5. Стовба А.В., Швецов М.С. Использование блокчейн-технологии в цифровой трансформации бизнеса // Информационные технологии в образовании и науке: Материалы Международной научно-практической конференции. Бирск: Бирский филиал УУНиТ, 2025. С. 192-195.

6. Стовба А.В., Соколов В.М., Заярнюк А.Н. Цифровые инновации в системе государственного и муниципального управления // Актуальные проблемы и тенденции развития современной экономики и информатики: Материалы Международной научно-практической конференции. Бирск: Бирский филиал УУНиТ, 2024. С. 208-211.

7. Шарапова Н.В., Шарапова В.М., Зова В.А. Современный цифровой инструментарий в практике инновационного финансового аудита // Бизнес. Образование. Право. 2023. № 3 (64). С. 173-177.

8. Швецов М.С., Стовба А.В. Big Data и предиктивная аналитика в управлении бизнесом // Информационные технологии в образовании и науке: Материалы Международной научно-практической конференции. Бирск: Бирский филиал УУНиТ, 2025. С. 239-242.

9. Semin A.N., Gusmanov R.U., Stovba E.V. Methodology of foresight research in the formation of the regional rural areas development strategy // Spirit Time. 2021. № 8 (44). P. 34-36.