| Цифровизация государственных и муниципальных услуг как драйвер развития экономики |
|
|
|
| Автор: Садыкова А.Р., Габдулхаков Р.Б., Стовба А.В. |
| 23.11.2025 23:14 |
|
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ КАК ДРАЙВЕР РАЗВИТИЯ
ЭКОНОМИКИ Садыкова А.Р., студентка, Бирский филиал УУНиТ, г. Бирск, Россия Габдулхаков Р.Б., д.и.н., профессор, ФГБОУ ВО
Уфимский университет науки и технологий, г. Уфа,
Россия Стовба А.В., к.ф.н., доцент, Бирский филиал УУНиТ, г. Бирск, Россия Аннотация. В статье актуализируется, что цифровизация
государственных и муниципальных услуг является ключевым драйвером современной
экономики, выходящим за рамки простого перевода услуг в онлайн-формат. Цифровизация
обеспечивает значительный экономический эффект за счет снижения транзакционных
издержек для бизнеса и граждан, повышения прозрачности и собираемости налогов,
а также стимулирования предпринимательской активности. Резюмируется, что создание
единой цифровой экосистемы позволяет перейти к управлению на основе данных,
повышает инвестиционную привлекательность страны и создает основу для
долгосрочного устойчивого роста. Ключевые слова: цифровизация, государственные услуги,
электронное правительство, инвестиционный климат, цифровая экономика. До настоящего времени электронное правительство включало предоставление государственных услуг через интернет. Сегодня эта идея развивается в концепцию цифрового государства, а именно когда цифровые технологии используются повсеместно для управления, взаимодействия с гражданами и бизнесом. Это комплексная система, основанная на данных, которая делает государство более эффективным, прозрачным и ориентированным на потребности человека [1; 5]. Прямые экономические эффекты включают: - Снижение издержек. В данном аспекте
для бизнеса упрощается регистрация, лицензирование, получение разрешений и
отчётность, что экономит время и средства, направляемые на развитие. Для
граждан уменьшается количество поездок и очередей, освобождая время для работы
и учёбы. Для государства сокращаются расходы на бумажный документооборот и
содержание офисов. - Повышение собираемости налогов. - Стимулирование бизнеса определяет ускоренную регистрацию и принцип «одного окна», котрпые снижают барьеры для стартапов, а электронные госзакупки делают тендеры доступными и прозрачными для малого и среднего бизнеса [8]. Косвенные экономические эффекты и
развитие экосистемы отражают: - Развитие цифровой инфраструктуры, а
именно рост спроса на онлайн-услуги стимулирует развитие интернета,
дата-центров, облачных сервисов и создаёт IT-рабочие места. - Рост инвестиционной
привлекательности: прозрачная и удобная система защиты прав привлекает
иностранные инвестиции. - Управление на основе данных: анализ
больших данных помогает эффективнее расходовать бюджет и корректировать
госпрограммы. - Повышение человеческого капитала: доступ к цифровому образованию, медицине и соцсервисам улучшает качество жизни, а цифровая грамотность становится конкурентным преимуществом. Ключевые элементы цифровой инфраструктуры в России включают несколько важных компонентов. Единый портал госуслуг (gosuslugi.ru) обеспечивает централизованный доступ к федеральным, региональным и муниципальным услугам. Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) позволяет госорганам обмениваться данными без участия граждан на основе принципа «одного окна». Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА) служит универсальным цифровым ключом для доступа к множеству сервисов. Национальная платёжная система (НСПК) вместе с платёжной системой «Мир» обеспечивают безопасность финансовых операций, в том числе оплаты госуслуг и штрафов. Также важную роль играют различные реестры и платформы, такие как ЕГРН, ФГИС Росаккредитация и ФГИС «Меркурий», формирующие единое цифровое правовое пространство. Среди вызовов и рисков цифровизации выделяются цифровое неравенство - ограниченный доступ к интернету и навыкам у пожилых людей и жителей отдалённых районов, что требует развития офлайн-каналов и обучения. Важной проблемой является кибербезопасность: высокая уязвимость централизованных систем требует постоянных инвестиций в защиту [3; 7]. Цифровизация также сталкивается с сопротивлением бюрократии, так как она ломает устоявшиеся коррупционные схемы, вызывая скрытое противодействие. Для защиты персональных данных необходимы строгие законы и прозрачные правила, направленные на предотвращение утечек и несанкционированного доступа. Технические сбои и качество сервисов представляют риск массовых сбоев из-за зависимости от единой инфраструктуры, в то время как некоторые сервисы остаются неудобными для пользователей [4; 9]. На мировом уровне можно привести примеры эффективной цифровизации. Эстония является лидером цифрового государства благодаря цифровым ID, электронному голосованию и принципу «once-only», когда данные требуется вносить только один раз. Сингапур реализует платформу «Smart Nation», объединяющую данные транспорта, здравоохранения и жилья для повышения качества управления. В ОАЭ стратегия «UAE Blockchain Strategy 2021» переводит государственные услуги на блокчейн, что повышает безопасность и снижает затраты. Цифровизация становится ключевым фактором экономического развития, повышая эффективность работы госструктур, стимулируя инновации и создавая условия для устойчивого роста [2; 6]. Это не просто технологический тренд, а фундаментальный драйвер развития экономики XXI века. Цифровизация напрямую снижает
издержки и повышает эффективность бизнеса и государства, стимулирует развитие
новых отраслей и повышает уровень человеческого капитала. При этом меняется
сама модель управления - она становится прозрачной, ориентированной на данные и
удобной для граждан и бизнеса. Успех в цифровизации повышает
конкурентоспособность страны, создавая благоприятную среду для инноваций,
инвестиций и устойчивого роста. Литература 1.
Гусманов Р.У., Стовба Е.В., Низамов С.С. Цифровизация как фактор экономического
роста и устойчивого развития сельских территорий // Никоновские чтения. 2021. №
26. С. 139-143. 2.
Низамов С.С., Стовба Е.В., Стовба А.В. Личная финансовая безопасность в
цифровом мире в эпоху глобализации // Наука Красноярья. 2024. Т. 13. № 1-3. С.
155-159. 3.
Низамов С.С. Понятие и сущность экономической безопасности хозяйствующего
субъекта // Евразийское пространство: экономика, право, общество. 2025. № 2. С.
28-30. 4.
Рахматуллин М.А., Низамов С.С. Особенности мирового экономического кризиса в
условиях глобальной экономики: учебное пособие / Уфа: Издательство Уфимского ЮИ
МВД России, 2023. 48 с. 5.
Саликова М.Н., Стовба А.В., Заярнюк А.Н. Трансформация образовательной среды в
цифровой экономике // Информационные технологии в образовании и науке:
Материалы Международной научно-практической конференции. Бирск: Бирский филиал
УУНиТ, 2025. С. 148-151. 6.
Стовба Е.В., Иванов С.Е., Габдулхаков Р.Б., Стовба А.В., Низамов С.С., Мешкова
Н.Г. Стратегические приоритеты формирования и развития человеческого капитала в
системе муниципального управления // Вестник Алтайской академии экономики и
права. 2024. № 9-1. С. 129-136. 7.
Стовба Е.В., Стовба А.В., Низамов С.С., Шарафутдинов А.Г., Арасланбаев И.В.,
Поротников П.А. Современные угрозы и риски цифрового общества:
социально-экономические аспекты // Вестник Алтайской академии экономики и
права. 2023. № 12-3. С. 485-491. 8.
Швецов М.С., Стовба А.В. Big Data и предиктивная аналитика в управлении
бизнесом // Информационные технологии в образовании и науке: Материалы
Международной научно-практической конференции. Бирск: Бирский филиал УУНиТ, 2025. С. 239-242. 9. Lukyanova M.T., Kovshov V.A., Galin Z.A.,
Zalilova Z.A., Stovba E.V. Scenario method of strategic planning and
forecasting the development of the rural economy in agricultural complex //
Scientifica. 2020. Volume 2020. P. 9124641. |


