Главное меню

Внедрение цифровых технологий в систему социального обслуживания населения на муниципальном уровне PDF Печать E-mail
Автор: Стрельчук Е.Н., Гареева З.К., Стовба А.В.   
23.11.2025 23:21

ВНЕДРЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  В СИСТЕМУ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ  НАСЕЛЕНИЯ

НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

 

Стрельчук Е.Н., студентка,

Гареева З.К., ст. преподаватель,

Стовба А.В., к.ф.н., доцент,

Бирский филиал УУНиТ, г. Бирск, Россия

 

Аннотация. Статья посвящена актуальной теме внедрения цифровых технологий в систему социального обслуживания населения на муниципальном уровне. Рассматриваются современные подходы и тенденции, направленные на повышение качества и доступности социальных услуг. Предложены приоритетные направления дальнейшего развития цифровой среды социального обслуживания.

Ключевые слова: социальное обслуживание, цифровые технологии, муниципальное управление.

 

В современном мире цифровая трансформация становится ключевым фактором повышения эффективности социальной сферы, включая социальное обслуживание населения на муниципальном уровне. Внедрение цифровых технологий помогает решить ряд важных задач, таких как повышение доступности и качества социальных услуг, улучшение взаимодействия между гражданами и органами власти, снижение административных барьеров и увеличение прозрачности предоставления государственных услуг [3; 7].


Социальное обслуживание населения включает широкий спектр мероприятий, направленных на поддержку социально уязвимых категорий граждан (дети, пенсионеры, инвалиды). Муниципальное управление этими услугами предполагает взаимодействие различных структур (отделы социальной защиты, центры занятости, образовательные, социальные учреждения).


Основные направления работы муниципальных органов включают предоставление адресной помощи нуждающимся семьям, организацию досуга пенсионеров, сопровождение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями, развитие волонтёрского движения и участие в мероприятиях по охране общественного порядка.


Однако существуют значительные трудности, препятствующие эффективному функционированию системы социального обслуживания:

-     низкий уровень автоматизации процессов обработки заявок и распределения льгот;

-     недостаточный обмен информацией между различными ведомствами;

-     ограниченные финансовые ресурсы муниципалитетов;

-     сложности адаптации инновационных технологий в повседневную практику [4; 8].


Эти факторы требуют разработки комплексной стратегии модернизации системы социального обслуживания путём активного привлечения цифровых технологий.


Москва, а также  некоторые регионы успешно реализуют проекты по цифровизации социальных сфер. Например, в ходе реализации нацпроекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства к 2030 году» в Свердловской области «в 2024 году 96% обращений за государственными и муниципальными услугами были поданы жителями региона онлайн, а все социально значимые сервисы переведены в электронный вид» [5].


По данным ДИП, в Свердловской области «100% социально значимых услуг доступны в электронном виде (план - 96%). На сегодня жители и предприниматели региона могут получить онлайн 143 услуги (108 государственных и 35 муниципальных), включая социальные, образовательные и имущественные сервисы» [5].


Москва также активно развивает портал госуслуг mos.ru, благодаря чему жители города получают услуги онлайн, экономят время и снижают бюрократические процедуры [9]. Опыт регионов показывает, что успех проектов зависит от наличия чёткого плана действий, финансовой поддержки, вовлечённости гражданского общества и контроля над результатами внедрения [1; 6].


Приоритетными направлениями дальнейшего развития цифровой среды социального обслуживания являются:

-          создание единой базы данных о гражданах, нуждающихся в поддержке;

-          развитие мобильных приложений для информирования граждан о социальных услугах;

-          интеграция цифровых платформ с системами здравоохранения и образования;

-          повышение квалификации работников социальных служб в области цифровых компетенций;

-          формирование механизмов обратной связи с населением [2].


Данные меры позволят создать современную инфраструктуру социального обслуживания, соответствующую требованиям времени и ожиданиям граждан.

Подводя итог, можно сказать, что переход к цифровому формату социального обслуживания открывает новые горизонты для улучшения жизни граждан, повышает доверие к органам власти и стимулирует инновационное развитие региона. Для достижения устойчивого результата необходима скоординированная работа представителей исполнительной власти, бизнеса и общественности, направленная на создание комфортной среды для каждого жителя муниципалитета.

 

Литература

1. Атагуллина К.И., Стовба А.В. Цифровизация проектного менеджмента в государственном и муниципальном управлении // Информационные и коммуникационные технологии в образовании и науке: Материалы XII Международной научно-практической конференции. Бирск: Бирский филиал УУНиТ, 2023. С. 14-16.

2. Гусманов Р.У., Стовба Е.В., Низамов С.С. Цифровизация как фактор экономического роста и устойчивого развития сельских территорий // Никоновские чтения. 2021. № 26. С. 139-143.

3. Низамов С.С., Стовба Е.В., Стовба А.В. Личная финансовая безопасность в цифровом мире в эпоху глобализации // Наука Красноярья. 2024. Т. 13. № 1-3. С. 155-159.

4. Рахматуллин М.А., Низамов С.С. Особенности мирового экономического кризиса в условиях глобальной экономики: учебное пособие / Уфа: Издательство Уфимского ЮИ МВД России, 2023. 48 с.

5. Свердловские власти рассказали о механизмах цифровой трансформации региона. URL: https://ura.news/news/1052942968 (дата обращения: 03.11.2025).

6. Сёмин А.Н., Гусманов Р.У., Стовба Е.В., Мешкова Н.Г. Применение технологий искусственного интеллекта в органах государственной власти: вызовы и перспективы // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2025. № 5. С. 33-44

7. Стовба А.В., Соколов В.М., Заярнюк А.Н. Цифровые инновации в системе государственного и муниципального управления // Актуальные проблемы и тенденции развития современной экономики и информатики: Материалы Международной научно-практической конференции. Бирск: Бирский филиал УУНиТ, 2024. С. 208-211.

8. Стовба Е.В., Иванов С.Е., Габдулхаков Р.Б., Стовба А.В., Низамов С.С., Мешкова Н.Г. Стратегические приоритеты формирования и развития человеческого капитала в системе муниципального управления // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2024. № 9-1. С. 129-136.

9. Стовба Е.В., Стовба А.В., Низамов С.С., Шарафутдинов А.Г., Арасланбаев И.В., Поротников П.А. Современные угрозы и риски цифрового общества: социально-экономические аспекты // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2023. № 12-3. С. 485-491.

 

 


 
Яндекс.Метрика